Порядок работы и полномочия высшего арбитражного суда российской федерации

Высший Арбитражный Суд РФ (компетенция, структура и полномочия каждого подразделения) | Арбитражный процесс | Шпоры для каждого!

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) возглавляет систему арбитражных судов в РФ, являясь высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция ВАС определяется правами (полномочиями), объем которых закреплен в ст. 10 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ». Услов­но их можно разделить на группы в зависимости от того, к какому основному направлению деятельности ВАС они относятся.

1.                                           полномочия ВАС, связанные с отправлением правосудия по конкретным делам: а) рассматривать и разрешать по первой инстанции дела, отнесенные федеральным законом к его компетенции (п. 1 ч. 1 ст. 10 ФКЗ, ст.

34 АПК); б) рассматривать в порядке над­зора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ (п. 2 ч. 1 ст. 10 ФКЗ); в) пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную си­лу судебные акты, принятые ВАС (п. 3 ч.

1 ст. 10 ФКЗ).

Обратите внимание

В случае необходимости ВАС вправе обращаться в КС с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции (п. 4 ч.1 ст. 10 ФКЗ).

2.

                                           полномочия, реализуя которые ВАС осуществляет руководство судебной практикой: а) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных право­вых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики (п. 5 ч. 1 ст. 10 ФКЗ): б) разрабатывает предло­жения по совершенствованию законов и иных нормативных право­вых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 10 ФКЗ); в) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбит­ражных судах (п. 7 ч. 1 ст. 10 ФКЗ); г) обращается в КС с запро­сом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 «К» РФ законов, иных нормативных актов и договоров (п. 4 ч. 1 ст. 10 ФКЗ).

3.

                                           решает многочисленные организационные вопросы, касающиеся функционирования системы арбитражных судов: осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения (п. 8 ч. 1 ст. 10 ФКЗ); решает вопросы образо­вания постоянных судебных присутствий арбитражных судов (п. 9.1 ч. 1 ст. 10 ФКЗ); координирует вопросы международного сотрудни­чества в данной сфере (п. 9 ч. 1 ст. 10 ФКЗ) и др.

Указанные полномочия ВАС реализует через входящие в его структуру Пленум ВАС, Президиум ВАС, две судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных право­отношений, и соответственно споров, возникающих из администра­тивных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел, хотя ФЗ не выделяет их в качестве самостоятельных структурных подразделений ВАС.

В случае необходимости по решению Пленума допускается создание судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 10 ФКЗ).

1. Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов РФ (ст. 12 ФКЗ).

Согласно ст. 13 ФКЗ в порядке руководства судебной практикой Пленум ВАС:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

3) решает вопросы об обращении в КС с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

Важно

В числе вопросов, относящихся к организации деятельности арбитражных судов, Пленум ВАС:

1) избирает по представлению Председателя ВАС секретаря Пленума ВАС из судей ВАС сроком на три года;

2) утверждает по представлению Председателя ВАС членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а также судей, входящих в состав Президиума ВАС;

3) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

4) утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

5) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

6) утверждает по представлению председателя соответствующего арбитражного суда его судей, входящих в состав президиума данного арбитражного суда;

7) утверждает по представлению Председателя ВАС регламент арбитражных судов;

8) решает другие вопросы, отнесенные к его ведению ФКЗ. Пленум ВАС образуется в составе Председателя, его заместителей и судей ВАС, входящих по должности.

Источник: http://www.shpora.su/vysshij-arbitrazhnyj-sud-rf-kompetenciya-struktura-i-polnomochiya-kazhdogo-podrazdeleniya/

Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Глава II. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Статья 9. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации˸

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

Совет

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инои̌ экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инои̌ экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по её ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в т.ч. по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

Обратите внимание

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам ᴇᴦο ведения.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/193621_polnomochiya_poryadok_obrazovaniya_i_deyatel_nosti_vysshego_arbitrazhnogo_suda_rossiyskoy_federacii

Высший Арбитражный суд РФ: структура и компетенция

  • участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельностиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемыхорганами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения уголовных наказаний;

  • осуществление исполнительной деятельности;

  • развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;

    Читайте также:  Порядок подачи и пример оформления апелляционной жалобы
  • участие в международно-правовой охране прав и законных интересовграждан и некоторые другие.

    Самой значительной из них является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

    В целях реализации этой функции, дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:

  • координирует нормотворческую деятельность федеральных органовисполнительной власти;
  • проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иныхнормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актовсубъектов Российской Федерации на предмет их соответствия КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права,свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовойстатус организации или имеющих межведомственный характер, а такжеактов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативныеправовые акты в целях их государственной регистрации;
  • представляет в Правительство Российской Федерации предложения оботмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствияКонституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РоссийскойФедерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет государственный учет нормативных правовых актовсубъектов Российской Федерации;
  • ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

  • участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;

  • участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации.

    Контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ также возложен на Министерство юстиции Российской Федерации.

    Обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г.

    № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации».

    На Министерство юстиции возложены обязанности федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Минюст России осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

    Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ.

    Министерство юстиции заключает соглашения о правовом сотрудничестве с органами иностранных государств и международными организациями, оказывает содействие судьям в выполнении этих договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции органов юстиции.

    Возложенные на Министерство юстиции Российской Федерации функции и задачи реализуются аппаратом Министерства, органами и учреждениями, входящими в его систему.

    Важно

    Вся полнота ответственности за выполнение этих функций и задач лежит на Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с чем и построена организация его центрального аппарата.

    Руководит работой Министерства назначаемый в установленном Конституцией РФ порядке министр.

    Министр юстиции назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей.

    Значительную роль в организации работы Министерства юстиции и принятии принципиальных решений по организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства.

    Коллегия Министерства юстиции образуется в составе министра (председатель), заместителей министра (по должности) и других руководящих работников Министерства. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции РФ.

    Решения коллегии реализуются, как правило, приказами и распоряжениями министра.

    Особое место в системе Минюста России занимает центральный орган уголовно-исполнительной системы — Федеральная служба исполнения наказаний. Правовой статус этого подразделения определяется законом Российской Федерации.

    Совет

    Центральный орган уголовно-исполнительной системы является структурным подразделением, обеспечивающим организацию исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

    Он является юридическим лицом, создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания и предназначенных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы

    Федеральное управление Минюста РФ по федеральному округу является окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ.

    В своей деятельности федеральное управление руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами Министерства юстиции РФ. Оно является юридическим лицом.

    В круг его основных задач входит: 1) обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции; 2) организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти Российской Федерации в федеральном округе; 3) организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы Минюста России и учреждения юстиции, не входящих, в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России во взаимодействии с Управлением уголовно-исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Минюста России; 4) координация деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральный округ.

    Федеральное управление осуществляет контроль за деятельностью руководителей территориальных органов Минюста России, действующих в пределах федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов; координирует деятельность территориальных органов Минюста России в осуществлении функций дознания по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к подследственности дознавателей органов службы (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) судебных приставов, производство по делам об административных правонарушениях; оказывает содействие в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений, действующих в пределах федерального округа, в соответствии с их уставами; осуществляет контроль за исполнением территориальными органами Минюста России нормативных правовых актов по вопросам помилования осужденных, оказывает им необходимую методическую помощь.

    Главные управления Минюста России созданы в 21 субъекте Российской Федерации. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции Российской Федерации. Его полномочия определяются Положением о Главном управлении Минюста России по субъекту Российской Федерации (ст. 9-10).

    Структура органов юстиции иных субъектов Российской Федерации (не названных в Положении) отражает объем и общее содержание выполняемых ими функций. Министерства юстиции республик возглавляются министрами, назначаемыми в установленном конституциями республик порядке. Начальники управлений (отделов) юстиции назначаются министром юстиции Российской Федерации.

    Обратите внимание

    Органы юстиции иных субъектов Федерации являются территориальными органами Министерства юстиции РФ. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    При Министерстве юстиции РФ состоят научные учреждения: Российский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр правовой информации, Российская правовая академия — как центральное научное и учебное учреждение Министерства юстиции РФ.

    Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны.

    Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законодательством порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

    Организация судебного процесса, обеспечение условий для соблюдения всех процессуальных норм его проведения требуют известной подготовительной работы, а иногда и противодействия лицам, в силу тех или иных причин препятствующих нормальному отправлению правосудия.

    Одним из важнейших участков обеспечения эффективной деятельности судебных органов является организация исполнения судебных решений и судебных актов.

    Читайте также:  Жалоба на постановление мирового судьи и ее значение в современной судебной практике

    Обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации представляет собой один из основных принципов организации и деятельности судебной системы РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

    Однако реализация этого принципа требует не только установления ответственности за его неисполнение, но и осуществления ряда организационных мер, определенной процедуры, а в необходимых случаях и применения мер принуждения.

    Важно

    Организация деятельности службы судебных приставов предусматривает формирование федеральных органов службы и органов службы в субъектах Федерации.

    В систему службы судебных приставов включаются:

    — Федеральная служба судебных приставов, возглавляемая руководителем федеральной службы;

    —    служба судебных приставов Управления военных судов Министерстваюстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника

    Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

    —    службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской

    Федерации;

    —    районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерацииподразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставовпо обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными при

    ставами.

    Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

    Таким образом, служба судебных приставов как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы (см. ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2003 г. (27 мая 2003 г.

    ) № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения, централизованную структуру с вертикальной системой подчинения со значительной организационной и процессуальной самостоятельностью.

    По мере реализации концептуальных положений судебной реформы служба судебных приставов трансформируется в правоохранительный орган, обладающий организационной структурой, надлежащим объемом прав и обязанностей, содержание которых позволяет обеспечить беспрепятственное осуществление правосудия и эффективное исполнение судебных решений и иных правоохранительных функций, отнесенных к ее компетенции.

    Судебные приставы наделены полномочиями для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций: они получили право самостоятельно определять порядок проведения исполнительного производства, использования объема мер принудительного исполнения актов судебных органов.

    Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации наделяется следующими полномочиями осуществляя руководство соответствующей службой судебных приставов, образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность; назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию; устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов; перемещает судебных приставов из одних подразделений в другие; организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции РФ.

    Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов.

    Он организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, судебных приставов-исполнителей.

    Контроль за деятельностью руководителей территориальных органов юстиции в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов, исполнению ими актов судебных и других органов, обеспечению установленного порядка в их деятельности возлагается на федеральные управления Минюста РФ.

    .

  • Источник: http://bukvi.ru/pravo/ord/vysshij-arbitrazhnyj-sud-rf-struktura-i-kompetenciya.html

    Высший арбитражный суд Российской Федерации, его структура и компетенция

    Высший Арбитражный Суд РФ — это высший орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

    Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.

    Высший Арбитражный Суд РФ в первой инстанции рассматривает:

    1)дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

    2)дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

    3)экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;

    Совет

    4)в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;

    5)пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    6)обращается в Конституционный Суд РФ с за просом о проверке соответствия Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

    7)обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    8)изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

    9)разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    10)ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

    11)осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

    Обратите внимание

    12)решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

    13)решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов и др.

    В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие структурные подразделения: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум.

    Источник: https://students-library.com/library/read/35899-vyssij-arbitraznyj-sud-rossijskoj-federacii-ego-struktura-i-kompetencia

    4.3. Высший Арбитражный Суд РФ: правовое положение, компетенция, порядок деятельности

      Правовой основой организации деятельности Арбитражного Суда РФ являются:  — Конституция РФ;  — Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;  — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).  Согласно ст.

    127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

      Рассмотрение дел арбитражными судами осуществляется по подведомственности и подсудности возникших споров, при рассмотрении которых основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов:  — физических и юридических лиц в сфере предпринимательской или иной экономической (хозяйственной) деятельности РФ;  — органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;  — иных органов и должностных лиц.  К числу задач арбитражных судов относятся:  — содействие укреплению законности,  — предупреждение правонарушений (ст. 5 Закона об арбитражных судах, ст. 2 АПК РФ).  Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов:  — соблюдения законности,  — независимости судей,  — равенства хозяйствующих субъектов и иных органов и лиц перед законом и судом,  — состязательности и гласности разбирательства дел.  Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законодательством порядке и процессуальных формах, судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, дает необходимые разъяснения по вопросам судебной практики.  Свои надзорные функции Высший Арбитражный Суд РФ реализует посредством:  — рассмотрения кассационных жалоб и представлений;  — производства пересмотра судебных актов в порядке надзора;  — производства пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.  Высший Арбитражный Суд РФ в качестве первой инстанции рассматривает дела:  — об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти,  — об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, не соответствующих закону и ущемляющих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической (хозяйственной) деятельности,  — экономические споры, возникающие между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ (ст. 10 Закона об арбитражных судах, ст. 23 Закона о судебной системе).  На должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ может претендовать гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, имеющий юридическое образование, стаж по юридической профессии не менее 10 лет, прошедший обязательное медицинское освидетельствование на предмет отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению. Аналогичные требования установлены и для кандидатур на должность заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и членов Высшего Арбитражного Суда РФ.  Высший Арбитражный Суд РФ состоит из:  1) Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;  2) Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;  3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правонарушений;  4) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений.

      Порядок формирования, задачи, полномочия, организация и направления деятельности перечисленных выше функциональных структур Высшего Арбитражного Суда РФ регламентированы ст. 12—19 Закона об арбитражных судах и внутренними актами.

    Вопросы для повторения

    Читайте также:  Иск в гражданском процессе и его значение в судопроизводстве по гпк рф

      1. Охарактеризуйте систему органов государственной власти в Российской Федерации.  2. Проанализируйте роль и значение исполнительных государственных органов государственной власти Российской Федерации.  3. Назовите основные функции Президента РФ.  4. Дайте характеристику структуры органов законодательной власти в Российской Федерации

      5. В чем заключается смысл разделения властей?

    Используемая литература

    Источник: http://textb.net/63/29.html

    Правоохранительные органы. Московская финансовоюридическая академия согласовано

    Арбитражные суды в Российской Федерации, их система, задачи, порядок образования и принципы деятельности.

    Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей (с 1.10.91). Арбитражные суды являются федеральными и входят в судебную систему РФ.

    Система арбитражных судов связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством РФ.

    Основные задачи арбитражных судов в РФ:

    — защита нарушенных (или оспариваемых) прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской иной экономической деятельности;- единообразное и правильное применение законодательства;- содействие соблюдению законодательства и укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской иной экономической деятельности.

    Им подведомственны:

    • Дела по экономическим спорам и др.дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (участники – юр.лица, ПБОЮЛ);
    • Дела по спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений;
      • Об оспаривании нормативных правовых актов
      • –«— ненормативных –«—, решений и (без)действий должн.лиц
      • Об адм.правонарушениях
      • О взыскании с организаций и ПБОЮЛ обязательных платежей, санкций.
    • Иные дела (напр., о банкротстве; спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; уклонении от гос.регистрации юр.лиц и пр.).

    Арбитражные суды руководствуются К РФ, ФЗ, законодательством субъектов РФ, могут применять нормы иностр. и международного права.

    Принципы деятельности арбитражных судов точно такие же как и принципы деятельности судов (законность, независимость судей, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность).

    Среди особенностей при реализации данных принципов в деятельности арбитражных судов, можно выделить то, что разбирательство дел и делопроизводство в арбитражных судах осуществляется только на государственном языке РФ — русском (ст.

    8 АПК РФ).

    Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются Регламентом, принимаемым ВАС РФ, который обязателен для всех арбитражных судов.

    1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, его состав, структура и полномочия.

    Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст.127 К РФ является высшим звеном системы арбитражных судов в РФ, это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных законом формах судебный надзор за их деятельностью.
    В состав ВАС РФ входят Председатель, его заместители, председатели коллегий, судьи данного суда (граждане РФ, старше 35 лет, с высшим юр.образованием, стажем по специальности не менее 10 лет), которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    Полномочия Председателя ВАС РФ.

    • Является по закону судьей, руководит всей работой суда,
    • Организация деятельности ВАС РФ и системы арбитражных судов.
    • созывает Президиум и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствует на них,
    • руководит аппаратом суда,
    • формирует из числа судей ВАС РФ судебные составы данного суда.
    • представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с другими органами и лицами,
    • выполняет и иные полномочия, предусмотренные законодательством.

    Заместители председателя. Судьи по закону. Вправе председательствовать на заседаниях суда и коллегий. Они возглавляют судебные коллегии.

    ВАС РФ действует в составе:

    • Пленум
    • Президиум
    • Судебная коллегия по рассмотрению вопросов, возникающих из гражданских и иных правоотношений.
    • Судебная коллегия по рассмотрению вопросов, возникающих из административных правоотношений.

    Коллегии формируются из числа судей ВАС РФ, утверждаются Пленумом по представлению Председателя. Возглавляются зам.Председателя ВАС РФ.В Судебных коллегиях формируются судебные составы из числа судей соответствующей коллегии Председателем ВАС РФ, их возглавляют председатели составов.

    Полномочия ВАС РФ. (Полномочия судебных коллегий обозначены *, Президиума **, Пленума ***)

    • * Рассмотрение дел в I инстанции (т.е. по существу)
      • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
      • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Гос.Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
      • Экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.
    • ** Рассмотрение в надзорном порядке дел по протестам на вступившие в законную силу решения (судебные акты) всех федеральных арбитражных судов.
    • Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вступившие в законную силу.
    • *** Может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
    • * Изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства.
    • * Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства.
    • * Ведение судебной статистики
    • Осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в т.ч. по их кадровому, организационному, мат.-техническому и иному обеспечению.
    • Решение в пределах своих компетенций вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.
    • ** Рассмотрение на своих заседаниях отдельных вопросов судебной практики и доведения этой информации до нижестоящих судов.
    • *** Рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики
    • *** Право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.
    • Может осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

    Источник: http://topuch.ru/moskovskaya-finansovo-yuridicheskaya-akademiya-soglasovano-v5/index7.html

    Ссылка на основную публикацию