Какие административные взыскания являются дополнительными

Виды административных наказаний

За совершение различных административных правонарушений Кодекс разрешает использовать 10 видов взысканий, которые подразделяются на основные и дополнительные административные наказания. Они могут применяться к виновному как вместе, так и отдельно.

Взыскание за совершенное административное правонарушение должно предупреждать повторные проступки, как со стороны виновного в нарушении лица, так и других субъектов согласно ст.3.1 КоАП. При этом наказание не должно причинить физические страдания или унижать достоинство гражданина, или нанести вред деловой репутации юридического лица.

Если лицо совершило одновременно несколько административных нарушений, наказание назначают по каждому из них. В случае, когда правонарушение попадает под действие нескольких статей КоАП, суд выбирает одно наиболее строгое взыскание.

Разграничение видов наказаний на основные и дополнительные

В качестве основных в КоАП указаны следующие виды административных взысканий:

  1. Штраф. Размер выплаты зависит от тяжести совершенного нарушения и составляет от 500 рублей до нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц. Применяется к большинству правонарушений, часто используется вместе с дополнительным наказанием. Так в случае управления автомобилем в состоянии опьянения виновному назначают взыскание в виде штрафа с одновременным лишением водительского удостоверения.
  2. Лишение физического лица предоставленного ему права, например, на ношение оружия за исключением права на управление различными транспортными средствами. Обычно применяется при регулярных или грубых нарушениях, период лишения может составлять от 1 месяца до 3 лет.
  3. Арест сроком до 15 суток. Назначают наказание в исключительных случаях по решению суда. Не допускается применение этого вида взыскания к женщинам в период беременности, а так же имеющим несовершеннолетних детей, к инвалидам 1 и 2 групп, к военнослужащим.
  4. Дисквалификация. При этом наказании физическому лицу запрещается занимать руководящие должности в государственных и муниципальных структурах, а так же управлять коммерческой организацией или быть членом совета директоров. По сути это означает ограничение предпринимательской деятельности. Срок наказания составляет от 6 месяцев до 3 лет.
  5. Приостановление деятельности на период до 90 суток. Назначают взыскание в ситуациях, когда возникла или возможна угроза жизни или здоровью граждан, например, предоставление некачественных медицинских услуг, нарушении сроков или условий хранения пищевых продуктов, санитарных требований. Наказание допускается применить ко всему предприятию или только для конкретного подразделения. Поскольку этот вид взыскания серьезно влияет на деятельность организации, его назначают только в случае, когда считают менее строгое наказание неэффективным.
  6. Обязательные работы. Это взыскание предусмотрено по 11 видам административных правонарушений. Выполняют работы в свободное от основной деятельности время, продолжительность может составить от 20 до 200 часов в общей сложности, но не дольше 4 часов в день. Не разрешается назначать это взыскание беременным, инвалидам, военным.

Дополнительными в Кодексе перечислены 4 вида наказаний:

Важно! Не разрешается изъятие охотничьего оружия или рыболовных снастей у граждан, для которых эти виды промыслов являются единственным законным источником дохода.

Какие именно взыскания применять при конкретном правонарушении определяет соответствующая статья КоАП.

Принципы назначения дополнительных взысканий

В соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП за каждое нарушение допускается применять одно основное взыскание или основное и дополнительное. Следует учитывать, что дополнительное наказание нельзя использовать самостоятельно.

Если законом предусмотрено назначение основного и дополнительного взыскания, но одно из них не допускается применять к данному лицу, например инвалиду, то судья выбирает то взыскание, которое назначить можно, даже если оно дополнительное.

Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/osnovnye-i-dopolnitelnye-administrativnye-nakazaniya/

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий :

В Российской Федерации одной из форм противоправных действий или бездействий являются административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. В данном Кодексе подробно изложен порядок наложения административных взысканий. Также описываются их виды, сроки и другие особенности.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) — это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение — официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф — денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений — 500 рублей.
  3. Конфискация — принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест — содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений — до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ — это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности — это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация — запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований — это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы — это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Основные и дополнительные взыскания

За совершение одного правонарушения может быть назначено основное наказание или основное и дополнительное административное взыскание. В ситуациях, когда гражданину вменяются и главные, и второстепенные санкции, но по каким-либо причинам одна из них не может быть к нему применена, правонарушителю назначают только ту, которая может быть установлена.

Предупреждение, лишение права (кроме изъятия водительского удостоверения), штраф, арест, приостановление деятельности, дисквалификация и обязательные работы могут применяться только как основные административные взыскания.

КоАП РФ к дополнительным наказаниям относит конфискацию, лишение права управлять транспортным средством, выдворение за пределы страны, запрет на посещение спортивных мероприятий.

В то же время их вправе применять и как основные взыскания.

Наказание за несколько совершенных правонарушений

Законодатель устанавливает порядок наложения административных взысканий в случае, когда лицом совершено несколько преступных деяний.

Так, согласно КоАП РФ, при учинении двух и более правонарушений административного характера наказание назначается за каждое из них. А при совершении одного действия (бездействия), которое содержит составы нескольких правонарушений, ответственность за которые предусматривается двумя или более статьями, наказание назначается в виде самой строгой из санкций.

При этом наложение административного взыскания может быть осуществлено с применением дополнительных административных наказаний, которые предусмотрены каждой из соответствующих санкций.

Общие правила назначения взыскания

Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера.

Так, он составляет для граждан не менее 10 000 руб., для должностных лиц — не менее 50 000 руб., а для юрлиц — не менее 100 000 руб. При этом назначенный штраф не может быть меньше половины минимального установленного законом взыскания.

Обратите внимание

Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.

Один и тот же человек, юрлицо за совершение одного и того же правонарушения не могут быть наказаны дважды.

Назначение административного взыскания не освобождает лицо от обязанности выполнить те действия, за несовершение которых ему было вменено соответствующее наказание.

Смягчающие обстоятельства

Мера административного взыскания, согласно законодательству РФ, должна быть избрана с учетом смягчающих обстоятельств, если таковые имели место быть в момент совершения правонарушения. К ослабляющим меру ответственности условиям относятся:

  • добровольное сообщение в органы власти о нарушении лицом, его совершившим;
  • раскаяние правонарушителя;
  • прекращение противоправных действий добровольно;
  • содействие органам следствия в установлении обстоятельств, относящихся к соответствующему деянию;
  • возмещение причиненного ущерба, устранение вреда правонарушителем добровольно или предотвращение им вредных последствий;
  • состояние аффекта или тяжелых жизненных обстоятельств у обвиняемого;
  • несовершеннолетие преступника;
  • беременность правонарушительницы или наличие у нее малолетнего ребенка.
Читайте также:  Ходатайство об отложении или переносе судебного заседания и порядок его подачи в 2019 году

Наложение административного взыскания может быть произведено с учетом и тех смягчающих обстоятельств, которые не указаны в КоАП РФ или законах субъектов, но таковыми признаны судьей, компетентным органом или должностным лицом в конкретном случае. А также в данном правовом источнике некоторые административные правонарушения предусматривают иные отдельные смягчающие ответственность обстоятельства.

Отягчающие обстоятельства

Наряду со смягчающими обстоятельствами, мера административного взыскания должна быть избрана и с учетом отягчающих ответственность условий при их наличии. К таковым относятся:

  • продолжение противоправных действий, невзирая на требования уполномоченных органов (лиц) прекратить их;
  • вовлечение граждан, не достигших совершеннолетия, в осуществление преступлений.

А также совершение административных правонарушений:

  • группой лиц;
  • однородного плана повторно, в тот период, когда человек считается подвергнутым административному взысканию за первое аналогичное преступление;
  • в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения либо отказ от прохождения медицинской экспертизы на наличие данного факта;
  • в период стихийного бедствия или чрезвычайных ситуаций.

Судья, должностное лицо или компетентный орган не вправе признать то или иное обстоятельство отягчающим, если оно предустановлено в качестве квалифицирующего признака правонарушения соответствующими правилами об административной ответственности.

Срок давности административных правонарушений

В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

  • экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
  • защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
  • налогов и сборов;
  • безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
  • авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
  • использования атомной энергии, электроэнергетики;
  • деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
  • рекламы;
  • спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
  • референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
  • государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
  • лотерей, азартных игр;
  • долевого строительства домов (многоквартирных);
  • сельскохозяйственных коопераций;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
  • финансирования терроризма;
  • банкротства;
  • исполнительного производства;
  • пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
  • сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • производства этилового спирта и алкоголя;
  • нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства.

Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года — за нарушение законодательства о противодействии терроризму.

Шесть лет — за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.
Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1-.14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

Возмещение ущерба, вреда, нанесенного в результате административных нарушений

Статья 4.7 КоАП РФ закрепляет правила и порядок покрытия ущерба имущественного плана или морального вреда, причиненных в результате административного проступка. Согласно ей, судья при отсутствии споров в данном вопросе имеет право решить вопрос о возмещении такого убытка, рассматривая и устанавливая административные правонарушения и взыскания.

Если же в ходе дела возникают разногласия касаемо имущественного ущерба или причинённого морального вреда, то они должны быть решены в порядке, закрепленном гражданским судопроизводством.

Другие особенности при установлении административного наказания

В Российской Федерации предусмотрены категории граждан, к которым то или иное наказание не может быть применено. Так, например, административный штраф не может быть назначен матросам, солдатам, старшинам и сержантам, которые проходят военную службу по призыву, а также его нельзя наложить на курсантов военных учебных заведений до момента заключения с ними контракта.

Не может быть произведена и конфискация оружия, боеприпасов, предметов предназначенных для охоты или рыболовства, в случае, когда данные виды деятельности являются единственным источником дохода лица, совершившего правонарушение. Аналогичное правило распространяется и на наказание в качестве лишения права на охоту, кроме случаев, когда лицо охотилось в неразрешенное время или запрещенными способами, орудиями.

В РФ не выносится постановление о наложении административного взыскания в виде лишения водительского удостоверения лицам, которые пользуются ТС в связи со своей инвалидностью.

Исключения составляют вождение транспортом в нетрезвом состоянии, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, повторное нарушение статей 12.10, 12.15 (части 4), 12.

16 (части 3), 12.24 и 12.27.

Важно

Арест не может быть назначен как административное взыскание для беременных, женщин, которые имеют детей до 14-ти лет, несовершеннолетних лиц, инвалидов 1-2 групп, военнослужащих и лиц, имеющих спец.

звание работника следственного комитета РФ, ОВД и учреждений уголовно-исполнительного плана, работников гос. противопожарной службы, органов таможенных структур и контроля за оборотом наркотиков.

Тем же категориям лиц не могут вменяться наказания в виде исправительных работ, за исключением женщин, у которых есть маленькие дети (в данном случае детям должно быть менее 3-х лет).

Административное выставление за пределы РФ не применяется как наказание к военнослужащим-иностранцам.

Рассмотрев подробно, что такое административная ответственность и административные взыскания, можно отметить несомненную роль наказаний, применяемых в данной области, обратить внимание на их воспитательный, профилактический или карательный характер. Также можно сделать вывод о важности закрепления порядка их применения на законодательном уровне во избежание ущемления прав и свобод граждан, которыми каждый человек наделен согласно Конституции.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-administrativnoe-vzyskanie.html

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Совет

Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Оно применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту.

Как и всякое иное взыскание, предупреждение является основанием повторности. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф – это мера имущественного характера.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, – в процентном либо кратном отношении стоимости предмета совершенного административного нарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо не может быть менее одной десятой базовой величины, на индивидуального предпринимателя – менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 УК РБ.

Из заработка лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от трех месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Читайте также:  Иск в гражданском процессе и его значение в судопроизводстве по гпк рф

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии таких вещей, если они явились предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования.

№ 27. Штраф как мера административной ответственности: сущность, виды, размер

Статья 6.5. Штраф

Штраф – денежное взыскание, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины.

Минимальныйразмер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин,

а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин.

Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть

менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя,

менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин,

Обратите внимание

а на юридическое лицо – тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть установлен с превышением указанного размера,

но не может превышать пятисот базовых величин.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера,

но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, в порядке, предусмотренном ПИКоАП, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины.

Размер штрафа (в БВ)
Минимальный Максимальный
Физ. лицо Инд. предприниматель Юр. лицо Физ. лицо Инд. предприниматель Юр. Лицо
1/10

№ 28. Лишение специального права: сущность, виды, сроки



Источник: https://infopedia.su/16xd2da.html

Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.в. и их характеристика

Административное взыскание является мерой административной ответственности (ч.1 ст. 6.1 КоАП).

Административное взыскание – это принудительная мера административно-правового воздействия – морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица). [85, с.223]

Особенности административного взыскания:

· содержится в административно-деликтной норме;

· может быть применено как судом, так и уполномоченным органом (лицом);

· является следствием совершённого административного правонарушения;

· может быть применено к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

Цели административного взыскания:

· административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами (ч.2 ст. 6.1 КоАП);

· административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений (ч.3 ст. 6.1 КоАП).

Перечень административных взысканий предусмотрен ч.1 ст. 6.2 КоАП: 1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ч.1 ст. 6.2 КоАП).

Административные взыскания образуют свою систему. Под системой понимается установленный законом исчерпывающий перечень взысканий, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. [85, с.224]

Система административных взысканий имеет следующие особенности:

1) представляет собой единственный законодательно установленный перечень административных взысканий. Это позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны;

Важно

2) подчеркивает, что иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами и их действие возможно после включения в КоАП;

Все административные взыскания можно классифицировать, используя различные критерии. Такими критериями могут быть:

По характеру правоограничений административного взыскания можно разделить на:

а) моральные (предупреждение);

б) материальные (штраф, исправительные работы, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения);

в) иные (административный арест, депортация, лишение специального права).

По порядку применения административные взыскания делятся на:

а) административные взыскания, которые применяются только судом (

б) административные взыскания, которые применяются как судом, так и органами государственного управления (предупреждение, штраф);

С учетом особенностей субъектов, к которым применяются административные взыскания:

а) только к гражданам (исправительные работы, административный арест, лишение специального права);

б) к иностранным гражданам и лицам без гражданства (депортация).

По времени воздействия административные взыскания делятся на:

а) одновременные (разовые): предупреждение, штраф, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения;

б) продолжительные (длящиеся), то есть их исполнение растянуто во времени: исправительные работы, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью.

По юридической значимости административные взыскания делятся на:

а) основные, то есть такие взыскания, которые не могут назначаться дополнительно к другому взысканию, назначенному в качестве основного: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест (ч.1 ст. 6.3 КоАП).

Совет

б) дополнительные, то есть такие взыскания, которые не могут применяться в отрыве от основных самостоятельно, а всегда соединяются с основными, дополняя их и усиливая наказуемость лица: конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ч.3 ст. 6.3 КоАП).

в) смешанные, то есть взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных: лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация (ч. 2 ст. 6.3 КоАП).

Система административных взысканий и их характеристика.

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения .

Особенности предупреждения:

· является мерой морального воздействия;

· может применяться как судом (судьёй), так и органами государственного управления;

· применяется к физическим лицам;

· устанавливается за не столь общественно вредные правонарушения;

Штрафявляется денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте (ч.1 ст. 6.5 КоАП).

Особенности штрафа:

· мера взыскания денежного характера;

· может быть применен как к физическому лицу, так и к юридическому лицу;

· в отношении физических лиц применяется как судом (судьей), так и органами государственного управления; в отношении юридических лиц – только судом (судьей);

· не может налагаться на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход (ч.2 ст. 4.6 КоАП);

· не может быть применен к военнослужащим срочной службы (ч.1 ст. 4.7 КоАП);

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст.86 УК Республики Беларусь.

Особенности исправительных работ:

· денежное (материальное) административное взыскание;

· применяются только судом (судьей);

· применяются только к гражданам;

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Особенности административного ареста:

· применяется только судом;

Читайте также:  Юридическая консультация адвоката по разводам и разделу имущества онлайн

· применяется только к гражданам;

· продолжительное административное взыскание;

· основное административное взыскание;

· не может налагаться на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ч.2 ст. 4.6 КоАП);

· не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста (ч.2 ст. 6.7 КоАП);

· не может применяться к военнослужащим и лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ч.1 ст.4.7 КоАП).

Лишение специально права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Такое взыскание применяется только в случаях лишения права управления транспортным средством и права охоты.

Особенности лишения специального права:

· применяется только судом;

· применяется только к гражданам;

· продолжительное административное взыскание;

· применяется как в качестве основного административного взыскания (ч.1 ст. 15.37 КоАП), так и в качестве дополнительного (ч.8 ст. 18.14 КоАП);

Лишение права заниматься определенной деятельностью является новой мерой административной ответственности. Суть ее состоит в том, что лицо, получившее разрешение (лицензию) на занятие определенным видом деятельности, лишается его. [85, с.238]

Особенности лишения права заниматься определённой деятельностью:

· применяется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;

· продолжительное административное взыскание;

· применяется как в качестве основного административного взыскания (ч.1 ст. 12.7 КоАП), так и в качестве дополнительного (ч.1 ст. 15.41 КоАП).

Конфискация делится на два вида: общую и специальную. В соответствии с ч.1 ст.6.

10 КоАП общая конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение. Общая конфискация характеризуется следующими чертами:

· она является принудительным и безвозмездным обращением в собственность государства определенных материальных ценностей;

· такие материальные ценности должны принадлежать лицу, совершившему административное правонарушение;

· такие материальные ценности могут находиться у юридического лица, подлежащего административной ответственности:

а) в собственности;

б) на праве хозяйственного ведения;

в) на праве оперативного управления. [85, с.240]

Конфискуется имущество, которое является:

· доходом, полученным в результате противоправной деятельности (ч.2 ст. 12.7КоАП);

· предметом административного правонарушения (ст. 14.5 КоАП);

· орудием или средством совершения административного правонарушения (ст. 15.35 КоАП)

Согласно ч.2 ст.6.10 КоАП независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Особенности конфискации:

· является материальным (денежным) административным взысканием;

· применяется только судом;

· применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;

· одновременное административное взыскание;

· дополнительное административное взыскание.

Депортация– административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства (ст. 6.11 КоАП).

1) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

2) если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;

3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.

Особенности депортации:

· применяется только судом;

· применяется лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства;

· одновременное административное взыскание;

· применяется как в качестве основного административного взыскания (например, ст. 23.24 КоАП), так и в качестве дополнительного (например, ст. 23.30 КоАП).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушениясостоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Особенности взыскания стоимости предмета административного правонарушения:

· является материальным (денежным) административным взысканием;

· применяется только судом;

· применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;

· одновременное административное взыскание;

· дополнительное административное взыскание.

Наложение административного взыскания. Общие положения наложения административного взыскания.

Наложение административного взыскания обусловлено совершением административного правонарушения.

Наложить административное взыскание – это означает назначить, установить, определить вид и точный его размер, которого заслуживает, по мнению компетентного органа (должностного лица), виновное лицо». [85, с.248]

Основные правила наложения административного взыскания установлены в главе 7 КоАП 2003 г. «Наложение административного взыскания». К ним относятся:

1) общие правила наложения взыскания;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Обратите внимание

3) наложение административных взысканий при множественности административных правонарушений;

4) исчисление сроков административного взыскания;

5) сроки наложения административного взыскания;

6) срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административного взысканию;

7) возложение обязанности возместить причинённый вред.

Общие правила наложения административного взыскания – это такие положения (предписания), которые обязательно должны приниматься во внимание при наложении взыскания независимо от вида налагаемого административного взыскания и вида административного правонарушения, за совершение которого налагается взыскание.

А.Н.Крамник разделяет общие правила наложения административного взыскания на три вида:

1) правила о том, что взыскание за совершенное административное правонарушение должно налагаться с учетом положений Общей части КоАП;

2) правила наложения взыскания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;

3) правила о том, что при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность физического лица, совершившего это правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность .

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s63619t3.html

Глава 16. Административные взыскания

Страница 1 из 3

§ 1. Система административных взысканий

В ст. 24 КоАП РСФСР закреплены следующие административ­ные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния или

непосредственным объектом административного правона­рушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права

управления транспортными средствами, права охо­ты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного

гражданина или лица без гражданства. ТК РФ и рядом других актов установлено

такое взыскание, как:

9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, ТК РФ называет

еще санкцию:

10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств. Все десять названных

взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего

объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших

админис­тративные нарушения, предупреждение совершения новых нару­шений. По

содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой

за административные деликты, приме­нение любого из них означает наступление

административной от­ветственности, влечет неблагоприятные юридические

последствия.

Административные взыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями, как

правило, они состоят в лишении или ограни­чении прав, благ. За совершенный

проступок деликвент либо лиша­ется какого-то субъективного права (права

управления транспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются

специальные «штрафные» обязанности. Кара — это «правовой урон» привлечен­ному к

ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения.

Однако кара не является самоцелью, она — необходимое средство

воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание

предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и

правонарушения других лиц (общая превен­ция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания ре­шают не только своим

воспитательным воздействием, но и лишени­ем субъекта возможности совершать новые

нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только

исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и

которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность

совершения новых нарушений (конфиска­ция, лишение прав). Взыскания второй группы

в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется

специ­альная превенция'.

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными

лицами путем издания специальных инди­видуальных актов. Они защищают

правопорядок косвенно, не мо­гут непосредственно обеспечить выполнение

обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя

пра­вовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать

закон, стимулируют будущее поведение.

Взыскания отличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что

обычно их применение создает для нарушите­лей «состояние наказанное™», которое

существует в течение уста­новленного законом срока и является одним из элементов

исправительно-воспитательного взыскания на них.

Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфиска­ция, предупреждение,

штраф) и длящимися, растянутыми во вре­мени (арест, лишение прав, исправительные

работы). Период отбы­вания длящегося наказания целесообразно использовать для

воспитательного воздействия на правонарушителя. Фактически это уже делается:

арестованные за мелкое хулиганство используются на физических работах, в

спецприемниках им читают лекции, ве­дут с ними индивидуальные беседы; лица,

лишенные водительских прав на срок 12 и более месяцев, для получения

водительских прав вновь должны сдать экзамены и т. д.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости

товара, выдворение могут применяться в ка­честве как основных, так и

дополнительных взысканий, а все остальные взыскания могут быть только основными (ст. 25, 32' КоАП, 244, 245 ТК).

За нарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное

взыскания.

В законе перечень взысканий дан в строго определенном поряд­ке: от менее суровых

к более суровым. Иными словами, закон со­держит «лестницу наказаний». Эта

«лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет.

В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 КоАП, ст. 72 Конституции РФ все взыскания можно

поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно

может быть установлено любое из 10 взысканий, а децентрализованно — актами

субъектов федерации, актами муниципальных органов — только предупреж­дение и

штраф. Иными словами, если актом, который не является федеральным,

устанавливается административная ответственность за определенные деяния, то им

могут быть предусмотрены за их нарушения только такие взыскания, как

предупреждение и штраф.

Действующими указами Президента РФ, постановлениями пра­вительства РФ

предусмотрены такие взыскания, как предупреж­дение, штраф, отзыв лицензии. А

исправительные работы, адми­нистративный арест, выдворение, а также возмездное

изъятие, конфискация', взыскание стоимости товара устанавливаются толь­ко

федеральным законом.


Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/adminpravo/5-2010-12-17-03-12-04/90-glava16.html

Ссылка на основную публикацию