Значение фз «об экологической экспертизе» в современной правовой системе рф

1.2. Основные понятия и положения закона «Об экологической экспертизе»

Закон «Об экологической экспертизе» (далее «Закон») направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду (ОС). Он «предупреждает» негативное действие любых видов деятельности на ОС.

Если международным договором установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены рассматриваемым законом, то применяются правила международного договора.

Экологическая экспертиза (ЭЭ) – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации этой деятельности в целях предупреждения экологических и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий. 

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения;

· комплексности ОВОС деятельности и ее последствий;

· обязательности учета требований ЭЭ;

· достоверности и полноты информации, предоставляемой на ЭЭ;

· независимости экспертов при проведении ЭЭ;

· научной обоснованности, объективности и законности заключения ЭЭ;

· гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;

· ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за проведение и качество ЭЭ.

В Российской Федерации существует два вида ЭЭ: государственная и общественная. Общественная экспертиза признается только в случае утверждения ее результатов государственной экспертизой.

Обратите внимание

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится специально уполномоченными государственными органами в области ЭЭ. Выделяют объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня  субъектов РФ.

Перечень объектов ГЭЭ федерального уровня установлен ст.

11 закона и включает документацию, которая регулирует или регламентирует деятельность, способную оказать воздействие на окружающую природную среду на территории двух и более субъектов РФ, а также расположенных в «исключительной экономической зоне», или на территориях, имеющих федеральный статус. Объектами ГЭЭ федерального уровня могут быть: проекты правовых актов; проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических программ; проекты генеральных планов развития территорий; проекты схем развития отраслей народного хозяйства; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; проекты межгосударственных инвестиционных программ; проекты комплексных схем охраны природы, документацию по конкретным предприятиям и др.

Перечень объектов ГЭЭ уровня  субъектов РФ установлен ст. 12 Закона и включает аналогичную документацию, которая регулирует или регламентирует деятельность, способную оказать воздействие на  окружающую природную среду на территории данного субъекта. Кроме того, сюда входят все виды градостроительной проектной документации, установленные Градостроительным кодексом РФ 1998 г.

ГЭЭ проводится экспертной комиссией (ЭК). В соответствии с п. 15 Положения о порядке проведения ГЭЭ и п. 4.1 — 4.3, 4.12, 4.14 Регламента проведения ГЭЭ задача ЭК сводится к определению:

1)соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ;

2) полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологической обоснованности допустимости ее реализации;

3) достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

ГЭЭ – платная услуга и проводится по 100 %-ной предоплате не позднее чем через 1 месяц после оплаты. Сроки ГЭЭ зависят от сложности работ: для простых объектов –30 дней, для объектов средней сложности — до 60 дней; для сложных объектов — свыше 60 дней. Срок может быть продлен, но не может превышать 6 месяцев.

Важно

Результатом проведения ГЭЭ является разработка специального документа — Заключения ГЭЭ, отвечающего требованиям ст.

18 Закона. Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение должно содержать следующие выводы:

1) о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ;

2) о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

3) о возможности реализации объекта экологической экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном ЭК;

2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности, требований по ООС и рациональному природопользованию намечаемой деятельности.

После переработки материалов с учетом замечаний материалы можно представить на повторную экспертизу. Если стороны не удовлетворены результатами экспертизы, то при наличии правовых оснований они могут обжаловать заключение в судебном порядке.

Заключения ГЭЭ публикуются в журнале «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду». Общественные организации или граждане могут ознакомиться с содержанием заключения и также реализовать свое право на обжалование.

Одной из обязанностей эксперта является обеспечение сохранности и конфиденциальности предоставляемых на экспертизу материалов. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 7 «Закона о государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения:

· о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствия, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

· о состоянии экологии, санитарии, о состоянии преступности;

· о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям;

· о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных выше сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественной организации о её проведении.

Орган местного самоуправления в семидневный срок обязан зарегистрировать заявление или отказать в его регистрации.

Общественная организация, приступившая к ОЭЭ, обязана известить население о начале работ и результатах ее проведения. ОЭЭ проводится перед ГЭЭ или одновременно с ней.

Общественная экспертиза признается только в случае утверждения ее результатов государственной экспертизой.

Ответственность. Законом установлена уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе. В качестве нарушений рассматриваются:

1) непредставление документации на экспертизу;

2) фальсификация материалов, предоставляемых на ГЭЭ;

3) принуждение эксперта к подготовке ложного заключения;

4) создание препятствий при проведении ГЭЭ;

5) уклонение от представления необходимых материалов;

6) реализация объекта экспертизы без положительного заключения;

7) осуществление хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение;

8) нарушения правил ведения ГЭЭ и фальсификация ее выводов и т.п.

Совет

Виновные лица могут понести уголовную ответственность, если их действия повлекли за собой тяжкие прямые или косвенные экологические последствия и содержат признаки уголовного преступления, предусмотренные гл. 26 «Экологические преступления» УК 1996 г.

, а также ст. 246 (нарушение правил ООС при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации объектов, в т. ч. объектов атомной энергетики (ст. 215), при ведении различного рода работ (ст. 216); при нарушении прав граждан на информацию (ст.

140).

Может также применяться ответственность за должностные преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

Источник: http://libraryno.ru/1-2-osnovnye-ponyatiya-i-polozheniya-zakona-ob-ekologicheskoy-ekspertize-ekspertproekta2/

2. Общая характеристика Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

экологический законодательство регламент экспертиза

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Читайте также:  Ходатайства о сроке исковой давности и их особенности

Первоначальная редакция этого важнейшего понятия в Федеральном законе 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» была сформулирована по-иному, научно обоснованно: «Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Вследствие корректировки понятия экологической экспертизы произошло сужение предмета экологической экспертизы, что может отрицательно сказаться на ее качестве и, главное, на состоянии окружающей среды как в ходе реализации, так и позже при осуществлении намечаемой деятельности.

В процессе проведения экологической экспертизы должно быть установлено соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом проверяется не любая планируемая деятельность, а лишь предусматриваемая статьями 11 и 12 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», определяющими объекты государственной экологической экспертизы.

Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? В соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определение понятия экологической экспертизы — это «экологические требования установлены техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды». Обратим внимание, что в первоначальном определении не указывалось, где они установлены. И такая позиция законодателя более отвечала интересам практики охраны природы.

Экологические требования — это мера должного отношения к окружающей среде, устанавливаемая на основании познания закономерностей функционирования природы под действием естественных и антропогенных факторов и определяющая поведение человека (общества) по отношению к ней в тех или иных ситуациях. Экологические требования выработаны наукой, в том числе экологией, и практикой.

Другой разновидностью экологических требований, которые служат критериями при проведении экологической экспертизы, являются те, которые содержатся в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования.

В экологической экспертизе участвуют, как правило, специалисты — представители науки и практики, обладающие знаниями как требований, вытекающих из законов развития природы, так и содержащихся в законодательстве.

Экологическая экспертиза, проведенная на основе прежнего определения понятия экологической экспертизы, дает более объективный, полный результат оценки проекта с точки зрения его воздействия на природу.

В соответствии со скорректированным определением понятия экологической экспертизы она решает одну задачу — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую деятельность.

Согласно первоначальному определению требовалось решение двух задач:

1) установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям;

2) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Обратите внимание

Как видим, правовое значение экологической экспертизы, проводимой на основе нового понятия, сформулированного в Федеральном специальном законе, значительно более узкое, ее правовая, прикладная ценность значительно меньше.

Действительно, в соответствии с доктриной экологического права и потребностями природоохранной практики в результате проведения экологической экспертизы должен быть решен вопрос о допустимости реализации планируемой деятельности, которая выступает объектом экспертизы. И сказать о своей позиции о допустимости реализации должны эксперты.

Позднее дефект позиции законодателя, выраженный в обновленном определении понятия «экологическая экспертиза», был устранен в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденном приказом Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. N 283.

Согласно п. 41.1 положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

— о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;

— о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

— о возможности реализации объекта экспертизы.

Основным юридическим критерием оценки является соответствие предплановых, предпроектных и проектных материалов, по которым проводится экспертиза, и содержащихся в них решениях, экологическим требованиям. Если такого соответствия нет, то отсутствуют правовые и иные основания для принятия экспертами решения о допустимости реализации намечаемой деятельности.

И, наконец, обратим также внимание на третий существенный компонент понятия экологической экспертизы, которые также претерпел изменение в худшую сторону.

По «новому» определению комментируемого понятия экологическая экспертиза проводится «в целях предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».

В соответствии с прежним определением экологическая экспертиза проводится «в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Важно

Очевидно, что потенциал экологической экспертизы, ее правовое содержание существенно различаются в зависимости от определяемых целей. По «новому» варианту содержание экспертизы значительно беднее.

Такая экспертиза не предполагает установление существенных для экологического права характеристик — о социальных, экономических и иных последствиях реализации объекта экологической экспертизы, связанных с возможными неблагоприятными воздействиями этой деятельности на окружающую природную среду. Очевидно также, что коррекция законодателем понятия экологической экспертизы противоречит статье 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Неблагоприятные социальные последствия реализации объекта экологической экспертизы не отражают «достойную жизнь».

При последовательном выполнении экспертами требований законодательства об экологической экспертизе обеспечивается предупреждение появления хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и предупреждение связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, экологическая экспертиза призвана выполнить важную функцию предупредительного экологического контроля.

Кроме того, экологическая экспертиза выполняет другие важные функции в механизме охраны окружающей природной среды.

Самое важное то, что государственная экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

Экологическая экспертиза, как подчеркивается в Преамбуле комментируемого Федерального закона, является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем, источника экологической информации, средства доказывания при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды в суде, арбитражном суде.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/105757

Закон об экологии

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.
Читайте также:  Онлайн-консультация юриста по вопросам банкротства физических и юридических лиц

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха.

Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха.

Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

Ознакомьтесь  ФЗ-401 об имущественной ответственности

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие.

Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм.

Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-ob-ekologii/

174 ФЗ «Об экологической экспертизе» с последними изменениями

Экологической экспертизой является анализ проектной документации на соответствие экологическим стандартам, установленным законодательством об охране окружающей среды. Проверка осуществляется перед началом реализации проекта. Правила и требования к её проведению устанавливаются законом № 174-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” был принят государственной Думой в третьем чтении 19 июля 1995 года и одобрен Советом Федерации 15 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 23 ноября 1995 года.

ФЗ-174 направлен на своевременное предотвращение негативного воздействия на окружающую среду посредством проверки документации проектов планируемой деятельности, которые должны отвечать экологическим стандартам и требованиям. Настоящий закон нацелен на соблюдение, установленного конституцией, права граждан на здоровую окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе состоит из 38 статей и 10 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия закона и виды экологической экспертизы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия президента Российской Федерации, а также органов государственной и местной власти в области проведении анализа на соответствие природоохранным стандартам;
  • Глава 3 устанавливает порядок проведения государственной природоохранной экспертизы;
  • Глава 4 предусматривает особенности общественной экологической экспертизы, а также права граждан и организаций во время её проведения;
  • Глава 5 устанавливает права и обязанности лиц, которые заказывают проведения природосберегающего исследования документации проекта;
  • Глава 6 утверждает правила финансирования экспертизы;
  • Глава 7 описывает ответственность за нарушение положений настоящего законодательства;
  • Глава 8 определяет особенности решения спорных вопросов;
  • Глава 9 предусматривает особенности взаимодействия законодательства об экологической экспертизе с международными договорами Российской Федерации;
  • Глава 10 содержит заключительные положения, описывающие порядок вступления закона в силу.
Читайте также:  Чем занимаются службы судебных приставов?

Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • любая деятельность изначально считается потенциально опасной;
  • природоохранная экспертиза является обязательной для принятия решения о реализации проекта;
  • комплексный анализ воздействия деятельности на окружающую среду;
  • соблюдение требований экологической безопасности;
  • полнота и достоверность сведений, которые предоставляются для исследования;
  • независимость экспертов;
  • объективность, правомерность и научная обоснованность результатов природоохранной проверки;
  • ответственность участников и организаторов за осуществление экспертизы;
  • огласка информации о влиянии на экологию и учёт общественного мнения.

В соответствии с ФЗ-174, осуществляются два вида природоохранной проверки: государственная и общественная.

Первая осуществляется федеральными органами в области экологии, а вторая проводится по инициативе граждан и общественных организаций, которые уполномочены на соблюдение благосостояния окружающей среды.

Уклонение от проверки и предоставление заведомо ложной информации уполномоченной комиссии является нарушением настоящего законодательства, что приводит к ответственности согласно главе 7 настоящего законодательства.

Последние изменения, внесенные в 174 ФЗ

В ходе последних поправок ФЗ-174 от 28 декабря 2017 года была изменена статья 14, предусматривающая особенности проведения экологической госэкспертизы. Данная статья состоит из следующих положений:

  • Природоохранная проверка проектной документации намечаемой деятельности осуществляется при соответствии формы и содержания, а также содержащихся материалов в следующих документах, которые предоставляются заказчиком:
    • документы об оценке влияния на окружающую среду анализируемого вида деятельности;
    • заключения государственных и местных органов власти;
    • заключения федеральной и общественной экоэкспертизы;
    • данные об обсуждении объекта или деятельности с гражданами и общественными организациями.
  • Экологическая экспертиза проводится только после полной оплаты заказчиком и получения проверяющими органами всех необходимых документов.
  • Дата начала природоохранного анализа устанавливается в течение 15 дней с момента получения оплаты и требуемых бумаг, а её длительность составляет не более 3 месяцев.
  • Государственная экоэкспертиза осуществляется специальной комиссией, которая формируется исполнительным органом в сфере соблюдения экологических стандартов и представителями местного самоуправления.

Повторная экспертиза проводится только при постановлении судебных инстанций.

Скачать закон об экологической экспертизе

Источник: https://lawlinks.ru/174-fz-ob-ekologicheskoj-ekspertize/

Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза – логическое продолжение оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требований при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение экологической экспертизы – более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям законодательства.

17. Виды и принципы экологической экспертизы. Объекты экологической
экспертизы.

Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы – важнейшее требование и условие ее эффективности в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

В соответствии с действующим законодательством исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы предоставлено Министерству природных ресурсов РФ и его территориальным органам, в составе которых действуют специальные экспертные подразделения. Федеральный орган осуществляет проведение экспертиз объектов федерального уровня (ст. 11), территориальные органы – уровня субъектов РФ (ст. 12).

Заказчик документации представляет в соответствующий орган материалы в составе, предусмотренном ст. 14 Закона.

Совет

Должностное лицо государственного органа проверяет комплектность поступившей документации, определяет сложность объекта экологической экспертизы и в зависимости от сложности — срок и стоимость ее проведения.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не может превышать 6 месяцев. Проведение экспертизы осуществляется за счет заказчика.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, отвечающим следующим требованиям: они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке в органах юстиции, их уставом в качестве основного направления деятельности должны быть предусмотрены организация и проведение экологических экспертиз.

Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы могут выступать граждане, любые общественные объединения, органы местного самоуправления.

Необходимым условием проведения общественной экологической экспертизы является регистрация заявления общественной организации о ее проведении в органах местного самоуправления.

В этом заявлении должны быть указаны наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте экспертизы и сроках ее проведения.

Орган местного самоуправления обязан в семидневный срок зарегистрировать заявление или оказать в ее регистрации. Если местная администрация в этот срок не сообщает об отказе, заявление считается зарегистрированным.

С момента регистрации заявления общественная организация получает право требовать от заказчика предоставления всех необходимых документов и материалов, подлежащих экологической экспертизе, а от специально уполномоченного органа – нормативно-технической и нормативно-правовой документации, необходимую для проведения экспертизы.

Обратите внимание

Общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательное значение как для заказчика, так и для государственных и муниципальных органов.

Однако законом предусмотрена возможность утверждения заключения руководителем МПР РФ (его территориального органа). В этом случае заключение приобретает обязательный характер, т.е.

по своему значению приравнивается к заключению государственной экологической экспертизы.

Объектами экологической экспертизы являются материалы и документы, реализация которых может оказать влияние на состояния ОПС, в том числе:

а) проекты правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов;

б) обосновывающие материалы прогнозов развития и размещения производительных сил;

в) технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения хозяйственных объектов и комплексов;

г) проекты международных договоров;

д) материалы обоснования лицензий;

е) проекты технической документации на новую технику, технологии, материалы;

ж) градостроительная документация

з) и другие виды документации.



Источник: https://infopedia.su/15x136d0.html

Ссылка на основную публикацию