Типы налоговых споров и способы их урегулирования

Урегулирование и разрешение налоговых споров

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Обратите внимание

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган.

Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней).

Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/nalogovye-spory/

Правовая характеристика налоговых споров

Главная Налоговые споры Характеристика налоговых споров

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

18 ноября 2016

Отсутствие в действующем законодательстве четкости по определению налогового спора создает неясность в его понимании и множество определений налогового спора в юридической литературе. В данной статье автор определяет, какой смысл нужно вкладывать в понятие «налоговый спор», какие существуют причины его возникновения, каковы его признаки, основания и субъекты.

Налоговые споры являются сложной категорией дел, имеющей присущие только данной категории дел черты и особенности.

Сложность рассмотрения налоговых споров заключается прежде всего в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия «налоговый спор»

Необходимо определить, какой смысл нужно вкладывать в понятие налогового спора, выяснить, какие существуют причины возникновения налогового спора, определиться с признаками, основаниями и субъектами налогового спора, а также рассмотреть проблемы, возникающие при их рассмотрении в процессуальном законодательстве. Спорить — означает отстаивать свою позицию, оспаривать какие-либо действия (бездействие).

На сегодняшний день определение понятия «налоговый спор» дано в юридической литературе.

Под налоговыми спорами понимаются юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор.

Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Можно предположить, что налоговый спор — это конфликт (разногласие) между участниками спора, возникающий в результате выполнения (невыполнения) налоговым органом и налогоплательщиком требований налогового законодательства: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

Важно

Следует отметить, что причин, в результате которых может возникнуть налоговый спор, существует множество. Они могут быть как общие (характерные для всех налоговых споров), так и частные (характерные для отдельных видов налоговых споров).

Несовершенство процессуального законодательства, постоянное его изменение, неясность и противоречивость налогового законодательства являются основными причинами возникновения налоговых споров.

Предмет налогового спора.

Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Представляется правильным сказать, что предметом налогового спора являются отношения, возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком в результате уплаты (неуплаты, частичной уплаты) налога, оспаривания ненормативных (нормативных) актов, действий (бездействия) налогового органа, возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и т.д.

Читайте также:  Как происходит определение порядка пользования квартирой и принудительное вселение

Признаки налогового спора.

Наряду с предметом налоговый спор имеет присущие ему признаки.

Во-первых, это характер спора.

Как следует из статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, данный спор возникает исходя из властных отношений, где с одной стороны выступает государственный орган, а с другой — налогоплательщик.

Во-вторых, это субъектный состав налогового спора. Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы: основные и факультативные.

К факультативным относятся лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, сборщики налогов и сборов), лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители и налоговые консультанты), лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрирующие органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрационные органы, процессуальные лица), правоохранительные органы.

Кого же можно отнести к основным участникам налоговых отношений?

Наверно правильным стоит считать основными участниками налоговых отношений налоговый орган и налогоплательщика.

В-третьих, налоговому спору присуща процессуальная форма рассмотрения — с участием компетентного государственного органа — налогового органа.

Процессуальная форма налогового спора.

Под процессуальной формой понимается нормативно установленный порядок деятельности судов при разрешении правовых конфликтов.

Для налогового спора характерна как гражданская процессуальная форма (судебная форма защиты), так и внесудебная процессуальная форма.

Внесудебная форма защиты реализуется путем обращения налогоплательщика с жалобой на нарушающий права акт налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в частности в Управление Федеральной налоговой службы России (изначально в УФНС по конкретному субъекту Российской Федерации).

Содержание налогового спора.

В-четвертых, это содержание налогового спора, в частности столкновение разных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей.

Основание налогового спора.

В-пятых, это основание налогового спора. Именно неправомерные действия (бездействие) плательщика являются тем юридическим фактом, который порождает расхождение в интересах и служит основанием для дальнейших действий сторон (уже в режиме налогово-правового спора), в том числе принятия соответствующего решения налоговым органом.

Ввиду того что налоговый спор является разновидностью административно-правового спора, следует отметить, что в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом, в отличие от спора гражданско-правового, налоговый спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Также, ввиду того что налоговый спор является публично-правовым, имеющим установленную законом процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.

Публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций.

Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей. Основанием налогового спора является нарушение либо неисполнение налогоплательщиками, налоговыми органами своих обязанностей.

Все вышеперечисленные признаки будут являться обстоятельствами, которые суд будет включать в предмет доказывания по налоговому делу.

Источник: https://www.oktavian.org/xarakteristika-nalogovyx-sporov/

Налоговые споры — защита прав, решение, классификация, в Москве, урегулирование

Что такое налоговые споры и когда они могут возникать – это вопросы, которые беспокоят многих плательщиков налога. Каково же определение термина? Рассмотрим сущность таких споров в Российской Федерации.

При ведении деятельности между предпринимателями/компаниями и налоговыми структурами возникают налоговые отношения. И при наличии таких взаимоотношений возможно возникновение налоговых споров.

Причины могут быть различными:

  • несовершенная законодательная база;
  • систематическое принятие новых актов, ужесточение действующего порядка;
  • недостаточный системный подход и прозрачность в работе ФНС.

Обычно такие споры решаются в судебном порядке.

Общие моменты ↑

А многих проблем можно избежать, если изучить такую информацию еще до того момента, когда дело доходит до разбирательств в досудебном или судебном порядке.

Основные термины

В законодательстве отсутствует четкое определение налоговых споров. Обычно под таким термином понимают возникшие противоречия между юрлицами, ИП и госструктурами относительно:

  • выполнения плательщиком налогов обязательств по исчислению и уплате налогов;
  • того, кого и когда стоит привлекать к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Чаще всего споры возникают по инициативе налогового органа из-за неуплаты налогов и обязательных сборов.

Плательщики налогов подают в суд жалобы на вынесенные налоговой службой решения и результата проверки, а также относительно возврата излишне перечисленного налога, вычетов.

Причиной возникновения конфликта может быть:

  • начисление штрафов, пеней;
  • блокировка счетов;
  • привлечение руководства фирмы к ответственности за правонарушение налогового характера.

Элементы судебных разбирательств

Налоговые споры, которые рассматриваемые арбитражными судами, — материальные и процессуальные правоотношения. Споры могут возникнуть после оценивания действия плательщика налогов налоговыми работниками.

В таких случаях налоговые споры решаются в соответствии с законами о налогах.Обжаловать акты и действия налоговых структур можно в административном порядке, но чаще споры рассматриваются в судах.

Признаки налоговых споров:

Наличие субъективного состава Что включает налоговую инспекцию и юрлицо как плательщика налогов
Наличие содержания Что заключается в разногласиях относительно исполнения компанией и ИП требований налогового законодательства
Конфликт является неразрешенным И поэтому возникают налоговые споры между уполномоченными структурами и организациями

Общие признаки процессуальных отношений в разрешении налоговых споров:

Характер споров
Субъект Суд, который вправе рассмотреть спор
Процессуальная форма Исполнения действия юридической значимости

Классификация налоговых споров (виды)

Выделяют споры:

  • что связаны с невыполнением плательщиком налоговых обязательств;
  • что связаны с невыполнением факультативной обязанности.

По способу взимания налоговых сумм, выделяют конфликты:

  • что связаны с расчетом и перечислением прямых налоговых сумм;
  • что связаны с расчетом и перечислением косвенных платежей.

В зависимости от фактического содержания:

  • при разногласии о составе;
  • при разногласиях относительно понимания налогового законодательства.

По виду обжалуемого акта:

  • оспаривание нормативной документации;
  • оспаривание ненормативной документации.

Относительно предмета требования:

  • заявления – признания действий налогового органа незаконными;
  • заявления с вопросом оспаривания решений налоговой структуры об отказе вернуть излишне перечисленные суммы;
  • заявление об обеспечении мер;
  • заявление с просьбой признать действия ФНС незаконными на основании результатов проверки;
  • иск о взимании процентов за опоздание с возвратом средств из казны.

Относительно предмета разногласий:

Споры о вопросах права
О вопросах фактов Оценке обстоятельств дел, что прямо или косвенно относятся к деятельности, что облагается налогом
Процедурные споры При нарушениях процедур, что проводятся налоговыми работниками, производств

Есть и такая классификация:

  • споры, что связаны с взиманием недоимки и пени по налоговым платежам;
  • что связаны с взиманием санкции за правонарушения налогового характера;
  • при применении предупредительной и пресекательной мере административных принуждений;
  • споры, что возникают при проверке конституционности налоговых норм.

Разделяют споры на:

  • те, что могут разрешаться в суде (Конституционными судами, судом общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.1 – 30.8 КоАП, арбитражным судом);
  • те, что могут быть решены в административном порядке.

Действующая нормативная база

Особенности урегулирования налоговых споров ↑

При урегулировании налоговых споров возникает немало трудностей, к примеру, из-за громоздкости базы законодательства, отсутствия системности, согласования структуры. Плательщики налогов не всегда могут разобраться в правовых нормах.

Не всегда правильно определяется сфера их использования при судебном разбирательстве. Трудности возникают и из-за того, что у ИП и компаний ограничены механизмы, что используются при защите до суда.

Доказательства, применяемые при рассмотрении

Доказательства в налоговых спорах отличаются гражданско-правовых доказательств. В первом случае это:

  • документация налогового учета;
  • документация, что оформляется при налоговом контроле;
  • гражданско-правовая документация;
  • организационно-распорядительная документация компании;
  • справка уполномоченных структур;
  • заключение экспертов и т. п.

Возможно предоставление:

  • письменных и вещественных доказательств (актов, справок, счетов-фактур, накладных, иных документов, графических записей);
  • объяснений;
  • свидетельских показаний;
  • видеозаписей.

Письменные доказательства представляются в арбитражные суды на подлинниках или в ксерокопиях, что заверены в соответствии с требованиями законодательства. Зачастую при представлении копии нужно предъявлять и оригинал.

При формировании базы доказательств, что представляется в судебную инстанцию по налоговым спорам, ставится такая задача – определить необходимый объем доказательств, которые подтвердят позицию плательщика налогов.

Доказательства можно классифицировать по виду:

  1. Документация, что составляется при налоговом контроле.
  2. Документы, что составляются при ведении налогового учета, отчетные справки.
  3. Гражданско-правовые документы.
  4. Первичные справки, счет-фактура.
  5. Регистр бухучета.
  6. Документация, что разработана плательщиками налогов самостоятельно.
  7. Письмо, заключение и справка государственного органа и местного самоуправления, компаний, что несут ответственность за кадровый и технический учет недвижимого имущества, экспертной фирмы.

Если с государственными органами

С государственным органом чаще всего возникают споры именно налогового характера. Одной стороной конфликта в таком случае выступает территориальная налоговая инстанция или вышестоящие структуры.

Видео: налоговые споры! Чем руководствоваться бухгалтеру?

Вторая сторона – физическое лицо, ИП и компания со статусом юридического лица, или третье лицо, к которому не предъявляется претензия налоговой службой (имеются в виду банк, правоохранительный орган, иной государственный орган).

Споры могут возникнуть, если:

  • не представлено или несвоевременно подано документы;
  • не представлено налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не уплачено или не вовремя перечислено средства по транспортному налогу или другому обязательному платежу;
  • рассматривается вопрос возмещения НДС, получения вычетов по имуществу;
  • налоговый орган отказывается регистрировать юрлицо, вносить определенные изменения;
  • ведется незаконный бизнес;
  • завышается имущественный налог, незаконно он начисляется;
  • приостанавливаются операции по счету;
  • лицо привлекается к ответственности административного характера.

Защита прав налогоплательщиков

Как обеспечивается защита прав плательщиков налогов? Осуществляется обращение лиц по правилам производства по искам в определенную судебную инстанцию.

Как показывает судебная практика по налоговым спорам, возможно использование таких способов защиты в судах прав плательщиков налогов:

  1. Законодательный акт в полной или частичной мере признается неконституционным.
  2. Выносится решение о том, что закон в определенном территориальном округе противоречит федеральным положениям, а значит, он не может считаться действительным.
  3. Нормативный или ненормативный акт ФНС или иной государственной инстанции признается таким, что противоречит законодательству и нарушает права граждан.
  4. Действия должностных лиц налоговой инстанции и иных структур нарушают права и интересы плательщика налога.
  5. Принуждаются налоговые структуры или другие государственные службы к исполнению установленного обязательства, если они уклоняются от выполнения.
  6. Возвращаются из казны необоснованно списанные недоимки, штрафы за правонарушения со счетов плательщика налогов.
  7. Возмещаются проценты при опоздании с возвратом излишне перечисленных налогов, штрафов.
  8. Возмещаются убытки, что причинены незаконным решением, действием налогового органа или должностного лица.
Читайте также:  Пришел судебный приказ о взыскании долга

Такие способы защиты – предмет требования плательщика налога. Жалобы рассматриваются арбитражным судом и судом общей юрисдикции.

Разрешение вопросов

Налоговые споры могут рассматриваться в судебном и досудебном порядке. Проанализируем особенности каждого способа.

В суде

Споры индивидуального предпринимателя с налоговой инспекцией рассматривает суд после того, как будет подано иск, оформленный по установленным правилам. Вместе с заявлением подаются документы.

Видео: семинар «Налоговые споры — все, что важно знать налогоплательщику»»

За заявителем остается право изменять основания обращения, предмет, увеличивать и уменьшать величину требований (подаются ходатайства).

Налоговая служба может обратиться с иском с течение 2 месяцев после опоздания с платежами по налогам, пеням. Могут подниматься вопросы о:

  • закрытии предприятия;
  • признании сделки недействительной;
  • взимании средств, что получены при совершении противозаконного действия;
  • взимании штрафов по административным правонарушениям

Досудебный способ

Досудебный способ – это подача жалобы в вышестоящую инстанцию на налоговую службу. Отличается простотой, так как характеризуется:

  • свободной формой обращения;
  • отсутствием необходимости платить госпошлину;
  • наличием меньшего количества оснований для отказа.

Но довольно редко налоговые споры рассматриваются без привлечения судебного органа. Досудебное разбирательство – это и урегулирование споров путем подачи возражения на акты налоговых проверок или по результату проведенного мероприятия налогового контроля.

Жалоба может рассматриваться в течение установленного периода в соответствии со ст. 140 НК. Вышестоящая налоговая инстанция может принять одно из таких решений:

  • оставить жалобу неудовлетворенной;
  • отменить акт налоговой службы, назначит дополнительную проверку;
  • отменить решение Налоговой инстанции, прекратить производство по делу о нарушении налогового законодательства;
  • изменить решение налоговой службы или вынести новое решение.

Преимущества административного порядка рассмотрения споров:

  • не понадобится заручаться поддержкой юриста;
  • жалоба будет рассматриваться более быстро;
  • не нужно платить государственную пошлину;
  • даже при получении отказа в удовлетворении жалобы вы будет знать позицию налоговой службы, и сможете подготовиться к суду.

Нюансы при рассмотрении дел в Москве ↑

В Москве есть множество компаний, которые проконсультируют по вопросам налоговых споров или окажут помощь при судебном разбирательстве.

Такие организации:

  • разъяснят, какие возможны налоговые риски;
  • проконсультирую об особенностях проведения выездной и камеральной налоговой проверки;
  • объяснят, как и когда можно обжаловать решение налоговой инстанции, противозаконных действий;
  • дадут рекомендации по выбору контрагента, чтобы избежать негативных последствий;
  • помогут с подготовкой документации.

Никто из налогоплательщиков не застрахован от возникновения налогового спора, даже в том случае, когда стараются исполнять все свои налоговые обязательства безоговорочно. Поэтому стоит изучить законодательные нормы относительно рассмотрения таких дел.

Это позволит вам приобрести уверенность в своей правоте и защитить права, нарушенные налоговой службой. Если же не уверены в благоприятном исходе разбирательства, заручитесь поддержкой юриста.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/spory/

Категории налогоплательщиков и виды налогов

Налогообложение является одной из основных функций правового государства, без этого оно просто немыслимо.

Фискальная система каждой страны, как и процедура уплаты налогов, зачастую является сложной для понимания, и споры могут быть следствием не только умышленного нарушения требований законодательства, но и различных подходов к толкованию норм права.

И в первом, и во втором случае вам придётся столкнуться с тем, что государственные органы будут с особой тщательностью защищать свою позицию и вряд ли войдут в ваше положение. Принцип: «незнание, не освобождает от ответственности», здесь используется в полную силу.

Для более детального понимания процесса, стоит рассмотреть сначала вопрос о том, кто такой налогоплательщик, какие у него есть права и обязанности, каким образом разрешение налоговых споров можно обернуть в свою пользу.

Всех налогоплательщиков можно разделить на две основные категории:

  • Физические лица (каждый человек, проживающий и получающий доходы на территории определенного государства).
  • Юридические лица (предприятия, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность в стране).

С уверенностью можно утверждать, что налоговые споры — это самая сложная категория исков, которые рассматриваются в судах России.
Практика свидетельствует о том, что споры с налоговыми органами можно разделить на следующие категории:

  • Стороны представляют разные позиции того, как можно применять и толковать законодательство.
  • Истец и ответчик дают разную оценку обстоятельствам спора.
  • Споры касаются процедуры налогообложения.

Даже при наличии четкой классификации, виды налоговых споров — это понятие относительное. Они могут содержать сразу несколько вышеперечисленных аспектов, исход и решение которых напрямую обусловлено видом налогов. Налоговое споры и их разрешение зависят непосредственно от схемы начисления налога и его типа.

С точки зрения теории, существует множество критериев, классифицирующих налоги, к примеру, субъект назначения (центральные, местные, федеральные бюджеты).

По объекту налогообложения выделяют прямые налоги, оплачиваемые непосредственно гражданином страны или юридическим лицом, являющимся резидентом государства, а также косвенные (ими облагаются товары, деятельность и оказание определенного вида услуг).

Совет

Имеет значение и характер налогообложения. Существуют налоги с пропорциональной, регрессивной и прогрессивной ставкой. Помимо этого, налог можно классифицировать по источникам получения прибыли: например, налог на землю, акцизный, на экспорт определенных товаров. Эта группа очень обширна и может меняться в соответствии с законодательством.

Необходимо отметить, что налоговые споры — процесс довольно длительный. Даже определить подсудность в некоторых ситуациях бывает непросто. Ниже будут рассмотрены пути решения конфликтов с фискальными органами, а также варианты, при которых возможно провести досудебное урегулирование налоговых споров.

Механизм разрешения споров с фискальной службой

Подведомственность налоговых споров — это основа правовой деятельности налоговой, которая устанавливает сферу ее ответственности. Процессуальные нормы регулируют деятельность должностных лиц и сферу их компетенции.

Такими полномочиями, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, обладают федеральные и местные фискальные службы. Любые действия их представителей можно обжаловать путем обращения в высшие инстанции.

Следует отметить, что этот порядок не исключает возможность того, что налогоплательщик вправе защищать свои законные интересы через суд.

Налоговые споры и их разрешение подразумевает, как правило, обжалование решений инспекторов после проверок, их действия или наоборот — бездействия.
Существует два варианта того, как можно провести налоговые споры и их разрешение:

  • Досудебный порядок.
  • Решение споров в форме судебного разбирательства.

Как показывает практика, второй вариант всегда более эффективен. Поскольку обращение и подача жалоб из инстанции в инстанцию внутри службы ни к чему не приводит.

В суде вы имеете право отстаивать свои интересы и объективно оценивать заключение проверки.

Обращение осуществляется путем открытия административного производства об обжаловании или признании недействительным акта государственного органа, а подсудность является для них сдерживающим фактором.

Для успешного проведения судебного разбирательства важно помнить основные требования к исковому заявлению. Разрешение споров имеет четкие временные рамки. Законодательство устанавливает трехмесячный срок для обжалования, с момента принятия решения налоговым органом. Согласно ст.

 125 Кодекса административного судопроизводства заявление необходимо подавать в письменной форме, указывая полное наименование суда, в который подается иск.

Нужно указать полное название ответчика, с указанием его местонахождения, а также информацию о том, какие именно интересы или нормы законодательства были нарушены.

После формирования полного пакета документов, заявление необходимо отправить заказанным письмом с уведомлением — это поможет вам обезопасить себя и представить доказательства при дальнейших тяжбах. Подведомственность споров позволяет ограничить круг заинтересованных сторон и обратиться непосредственно в необходимую инстанцию.

Еще один сложный вопрос, возникающий при судебном разбирательстве — это подсудность. Статья 138 Налогового Кодекса России предусматривает возможность решать споры в порядке судебного разбирательства. Но определение того, в какой именно суд вам нужно обратиться, является очень сложной задачей.

Сразу стоит отметить, что виды налоговых споров не имеют значения, когда вы определяете подсудность. Главный критерий при этом — местонахождение государственного органа и его принадлежность к суду на основании общих принципов административного судопроизводства.

В отношении органов ФНС Российской Федерации действует другой принцип — в качестве первой инстанции может рассматриваться только Верховный Суд РФ.

Обратите внимание

Обращаясь в суд, истец также должен понимать, каким может быть принятое решение и его последствия. Самый лучший вариант — это признание постановления неправомерным. Вместе с тем, нормативный акт не аннулируется, а сохраняет свою юридическую силу. Также неплохой помощник в данной ситуации — практика коллег или изучение подобных случаев.

Говоря о сроках разбирательства, налоговые органы обязаны предоставить решение не позднее тридцати дней с момента получения претензии.

Помимо судебного рассмотрения, существует также возможность обжаловать принятое против вас решение в арбитражном порядке на основании Арбитражно-Процессуального Кодекса.

Особенности досудебного рассмотрения жалоб

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров — это еще один вариант отстаивания интересов. Среди его главных преимуществ — возможность избежать судебных расходов и сэкономить время, которое требуется для получения ответа по вашей жалобе. Согласно 138 НК РФ, которую мы уже упоминали, досудебное урегулирование налоговых споров обязательно.

Обжалование акта фискальной службы происходит путем подачи заявления, его условно можно разделить на два вида:

  • в апелляционном порядке обжалуют решения, еще не вступившие в законную силу;
  • вторая категория подразумевает спор по решению, которое уже вступило в законную силу, но при этом налогоплательщик считает, что его права были нарушены.

Есть множество примеров того, как правильно провести досудебное урегулирование налоговых споров и какие именно действия могут быть обжалованы, в том числе и в досудебной процедуре. Это и отказ возмещения определенного вида налога, и требование оплатить штраф (пеню) или налог, решение о взыскании дополнительного налога, безосновательный отказ налоговых органов предоставить вычет и т.д.

Споры с налоговыми органами допускают возможность представительства интересов налогоплательщика компетентными специалистами. Для этого должны быть соблюдены все необходимые формальности.

Законными представителями компании любой формы собственности могут быть только лица, которые имеют право вести дела организации на основании уставных документов или доверенности.

Важно помнить, что при необходимости защищать интересы физического лица доверенность должна быть нотариально заверена.

Государственные органы вправе оставить жалобу без рассмотрения. Практика свидетельствует, что большинство подобных ситуаций происходят по следующим причинам:

  • Невыполнение законодательных требований по оформлению жалобы, недостаточная информация.
  • Налогоплательщик пропустил сроки обжалования.
  • Неправильно определена подсудность.
  • До этого налогоплательщик уже обращался в фискальные органы для обжалования решения на тех же основаниях.

Помните, что у специалистов есть пятнадцать дней для того чтобы изучить вашу ситуацию и принять решение. В отдельных случаях только руководитель или его заместитель могут принять решение о том, чтобы продлить срок сбора информации. Заявителю должны сообщить об этом не позже трех дней.

(15

Источник: http://VoprosYuristam.ru/spory/nalogovye.html

Понятие и классификация налоговых споров

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками могут приобретать конфликтный характер.

В значительной степени это вызвано наличием объективных противоречий между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, — с другой.

Достаточно широко распространено предъявление налоговыми органами различных претензий, в том числе облеченных в исковую форму, к налогоплательщикам и налоговым агентам относительно правильности исчисления и своевременности уплаты ими налогов и сборов.

Важно

В свою очередь лица, на которых возложена налоговая обязанность, зачастую выражают несогласие с теми или иными актами законодательства о налогах и сборах или требованиями налоговых органов и обжалуют их в установленном порядке. Юридические ситуации, в основе которых лежат указанные разногласия, принято именовать налоговыми спорами.

Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, налоговые споры различаются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности.

Читайте также:  Когда применяется и как составить отзыв на исковое заявление

В зависимости от того, какая сторона инициирует налоговый спор, выделяются:

— споры, инициируемые налоговыми органами;

— споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов;

— споры, инициируемые иными лицами.

Налоговые органы инициируют споры в тех случаях, когда возможность применения мер принуждения в отношении налогоплательщика, налогового агента или иного лица, поставлена в зависимость от решения суда. Например, налоговыми органами предъявляются иски о взыскании

налоговых санкции с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ).

По инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов споры возникают при их несогласии с налоговыми притязаниями государства или налоговых органов. Примером может служить предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (п.п. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Иные лица выступают инициаторами налоговых споров реже, как правило, в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов. Например, банк может не согласиться с решением налогового органа о взыскании с него штрафа за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику по ст. 132 НК РФ.

По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории.

Налоговые споры, относящиеся к первой категории, возникают по поводу возмещения ущерба, причиненного налогоплательщикам или государству в результате нарушения норм законодательства о налогах и сборах, а ко второй — по поводу законности управленческих действий со стороны государственных органов, осуществляющих налоговое регулирование и налоговый контроль.

В качестве отдельной категории могут быть также выделены налоговые споры, в основе которых лежит сомнение относительно соответствия актов законодательства о налогах и сборах Конституции РФ и друг другу.

Совет

Налоговые споры могут быть также классифицированы непосредственно по содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

По порядку рассмотрения налоговые споры подразделяются на те, которые рассматриваются в административном (внесудебном) порядке и в судебном порядке.

В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым налоговыми органами или налогоплательщиками (налоговыми агентами) или иными лицами в суды.

Из числа налоговых споров, рассматриваемых в судебном порядке, по подведомственности выделяются те, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ.

По подсудности выделяются налоговые споры подсудные районным, городским судам, судам субъектов Российской Федерации, Верховному Суду РФ, арбитражным судам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду РФ.

Источник: https://students-library.com/library/read/16293-ponatie-i-klassifikacia-nalogovyh-sporov

Признаки налоговых споров

Поиск Лекций

Понятие и классификация налоговых споров

Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов.

При возникновении налоговых споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой, так как с одной стороны всегда выступает государство в лице налоговых органов, а с другой — налогоплательщик — физическое или юридическое лицо.

Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов.

Обратите внимание

Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение.

В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).

Налоговый спор — это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками, налоговыми агентами, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом.

Налоговые споры в налоговых правоотношениях возникают по тем или иным основаниям. При этом, как правильно отметила Ю.А. Крохина, реализация финансово-правовых норм, и, в частности, налогово-правовых, сопровождается большим количеством юридических конфликтов, вызванных различными причинами

Признаки налоговых споров.

Во-первых, среди признаков налогового спора как материального отношения с возможным будущим рассмотрением в арбитражном суде можно выделить:

1) субъектный состав — российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, с одной стороны, и налоговый орган — с другой;

2) содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения требований законодательства о налогах и сборах;

3) неразрешенность конфликта — налоговый спор возникает в результате столкновения различных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей налогоплательщика.

Во-вторых, к признакам налогового спора как процессуального отношения относятся:

1) характер спора — налоговый спор является разновидностью экономического спора;

2) обязательным субъектом является суд;

3) разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме.

В-третьих, если налоговый спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности, но на момент подачи заявления налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя, то такой конфликт подлежит разрешению арбитражным судом.

Важно

В-четвертых, в судебных актах Конституционного Суда РФ не должны содержаться новые нормы налогового права, поскольку это приводит к возникновению в судебной практике еще большего количества налоговых споров. Кроме того, обостряется проблема единообразного применения законодательства о налогах и сборах.

В-пятых, административные процедуры являются перспективным способом разрешения налоговых споров. Для большей эффективности данного метода необходимы как детальное нормативное регулирование административных процедур, так и комплекс организационных мер.

Споры с участием фискально-обязанных лиц являются сложной категорией дел и самыми распространенными спорами с участием организаций и предпринимателей.

Сложность рассмотрения налоговых споров не в последнюю очередь обусловлена несовершенством и частыми изменениями законодательства о налогах и сборах, а также тем, что еще не сформировались стандарты доказывания по отдельным видам налоговых споров.

В науке налогового права споры в связи с взиманием налогов и сборов классифицируются по различным основаниям. В частности, традиционно налоговые споры разграничиваются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности .

Налоговые споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от стороныинициатора спора:

— споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

— споры, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— споры, инициируемые иными лицами. Иные лица выступают инициаторами налоговых споров в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

2. По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории:

— споры об исполнении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах;

— споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

3. По содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

4. По порядку рассмотрения:

— во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;

— в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды.

Налоговые споры могут быть классифицированы и по иным основаниям в зависимости от целей исследования.

Совет

Можно также привести и другие классификации налоговых споров. Например, Г.В. Петрова в целях изучения роли судебных решений в общей системе правовых регуляторов налоговых отношений подразделяет налоговые споры на следующие группы:

1) налоговые споры о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;

2) споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;

3) споры об обязательном представлении налоговой декларации;

4) споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;

5) споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;

6) споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;

7) споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;

8) споры, вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном

В качестве классификации налоговых споров может быть положено отраслевое институциональное разграничение областей права по группе регулируемых правоотношений, т.е. по предмету отрасли, подотрасли или института права, с учетом особенностей их взаимосвязи с налоговыми правоотношениями.

В соответствии с этим споры в связи с взиманием налогов и сборов можно разделить на следующие группы:

Обратите внимание

1) споры по вопросам применения норм налогового права, в том числе споры в связи с привлечением к налоговой ответственности;

2) споры и дела о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства о налогах и сборах, вытекающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами полномочий по контролю за соблюдением российского законодательства (за исключением дел по привлечению к налоговой ответственности);

3) споры по вопросу о конституционности актов законодательства о налогах и сборах;

4) споры, возникающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами их полномочий по контролю за соблюдением порядка осуществления предпринимательской или иной хозяйственной или некоммерческой деятельности (например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, защите прав потребителей и др.)

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16093t2.html

Ссылка на основную публикацию