Полномочия и особенности работы высшего арбитражного третейского суда в россии

Разница между третейским и арбитражным судом

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

Содержание статьи

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

  • постоянно действующие;
  • временные.

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

Обратите внимание

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания.

Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований.

Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

к содержанию ↑

Факты об арбитражных судах

Под арбитражными судами принято понимать государственные органы, входящие в систему судебной власти. Их основная специализация, как и в случае с третейскими судами, — рассмотрение хозяйственных споров. Работа арбитражных судов в РФ регулируется федеральным законодательством. Стороны споров никак не влияют на их формирование и состав.

Обжалование решений арбитражей может быть осуществлено в любом случае — в течение 1 месяца после проведения слушания. При этом оспорить решение судей способно любое лицо, необязательно кто-либо из участников споров. В ходе обжалования иногда происходит пересмотр дела по существу. Суд вправе истребовать доказательства по рассматриваемому спору.

Сторона, в пользу которой арбитражем было принято решение, может рассчитывать на исполнение оппонентом своих обязательств в принудительном порядке. Для этого ей нужно запросить в соответствующем учреждении исполнительный лист — как только решение вступит в силу.

Важно

Арбитражные процессы, как правило, открытые. В рамках судебных слушаний, проводимых судами, о которых идет речь, обязательно ведется протокол.

Срок рассмотрения споров арбитражами — порядка 6 месяцев, если говорить о слушаниях в первой инстанции.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие третейского суда от арбитражного — в том, что организации первого типа являются негосударственными, вторые, наоборот, входят в систему органов власти. Отсюда — разница между ними в таких аспектах, как:

  • механизм учреждения и формирования состава судей;
  • порядок обжалования, исполнения решений;
  • степень открытости судебных процессов, протоколирование слушаний;
  • сроки рассмотрения споров.

С точки зрения предмета споров работа третейских судов и арбитражей очень схожа.

Наглядно отобразить, в чем разница между третейским и арбитражным судом, мы можем с помощью небольшой таблицы.

к содержанию ↑

Таблица

Третейский суд Арбитражный суд
Что общего между ними?
Обе организации содействуют разрешению хозяйственных споров — как правило, между коммерческими предприятиями
В чем разница между ними?
Является негосударственной организацией Входит в систему государственной власти
Учреждается и формируется при непосредственном участии сторон спора Учреждается и формируется независимо от участников споров
В третейском соглашении может быть предусмотрен запрет на обжалование решений суда Решение арбитража может быть в любом случае обжаловано
Обжаловать решения могут только стороны споров Обжаловать решения могут любые лица
Решение суда в общем случае исполняется добровольно Принудительный порядок исполнения решений арбитражей часто рассматривается как норма
Заседания часто носят закрытый характер, без протокола Заседания, как правило, носят открытый характер, всегда — с протоколом
Рассмотрение споров обычно осуществляется быстрее — в течение 30-40 дней Рассмотрение споров в основном осуществляется дольше — в течение 6 месяцев, с учетом обжалования срок может увеличиться

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-tretejskij-sud-ot-arbitrazhnogo/

Полномочия третейского суда в разрешении споров

Какие дела рассматривает третейский суд

Основания для разрешения экономических споров третейским судом

Полномочия третейского суда: что вправе делать ТС для разрешения спора

Какие дела рассматривает третейский суд 

Третейский суд (далее — ТС) представляет собой негосударственный судебный орган, к которому вправе обратиться стороны — субъекты предпринимательской деятельности (предприятия, индивидуальные предприниматели) при возникновении конфликта между ними (ст. 2 закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, далее — закон № 382-ФЗ).

Для ответа на вопрос, какие дела рассматривает третейский суд, необходимо обратиться к п. 3 ст. 1 закона № 382-ФЗ. Так, ТС занимается спорами, возникающими из гражданских правоотношений (например, в рамках соглашений о поставке, строительного подряда, внутрикорпоративными спорами и т. д.), кроме тех, на рассмотрение которых законом установлен специальный запрет.

Согласно ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ в ТС не могут быть переданы такие споры, как:

  • дела о банкротстве;
  • случаи оспаривания отказа налоговой в регистрации предприятия, ИП;
  • конфликты, связанные с работой депозитария при учете прав на ценные бумаги;
  • публично-правовые конфликты и т. д. 

Основания для разрешения экономических споров третейским судом 

Для разрешения экономических споров третейским судом недостаточно одной принадлежности отношений к гражданско-правовым и соблюдения правил об исключительной подсудности спора арбитражным судам РФ.

Важным условием передачи конфликта в ТС является наличие письменного арбитражного соглашения (далее — АС), оформленного в виде отдельного документа или включенного в текст коммерческого договора между его участниками (ст. 7 закона № 382-ФЗ). 

ВАЖНО! Наличие арбитражного соглашения является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, при условии что об этом в первую очередь заявит участник спора (ст. 8 закона № 382-ФЗ). 

Дополнительно о ТС рассказывается в статье «Третейский суд и арбитражный суд — разница». 

Полномочия третейского суда: что вправе делать ТС для разрешения спора 

Третейские суды вправе рассматривать конфликты при наличии компетенции (полномочий), которые ставятся в зависимость от существования и действительности АС (ст. 16 закона № 382-ФЗ).

При этом компетенция ТС распространяется только на вопросы, касающиеся существа конфликта, и в случае, если участник сочтет вопросы ТС выходящими за его пределы, он вправе заявить об этом.

Оспорить полномочия ТС можно в государственном суде.

Помимо разрешения конфликта по существу, в полномочия ТС входит вопрос о введении обеспечительных мер, являющихся обязательными для участников (ст. 17 закона № 382-ФЗ). О том, какие действуют обеспечительные меры, читайте в статье «Обеспечение иска в арбитражном процессе». 

*** 

Совет

Таким образом, в полномочия третейского суда входит разрешение конфликтов в рамках гражданско-правовых сделок между предпринимателями и другие виды споров, кроме тех, на которые установлен законодательный запрет. Помимо разрешения конфликта по существу, ТС может рассматривать вопросы о введении обеспечительных мер.

Источник: https://rusjurist.ru/sudebnye_dela/tretejskie_sudy/polnomochiya_tretejskogo_suda_v_razreshenii_sporov/

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений.

При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС.

Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

Читайте также:  Особенности и правила подачи ходатайства от работодателя для продления патента в 2019 году

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Подробнее о компетенции третейского суда читайте в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы

Источник: https://rossud.ru/arbitration/competence

Особенности деятельности арбитражных судов в РФ (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Система арбитражных судов, их функции и место в судебной системе Российской Федерации………………………………………………………………………………………….. 2

2. Особенности арбитражного судопроизводства………………………………….. 4

Список литературы…………………………………………………………………………….. 9

1. Система арбитражных судов, их функции и место в судебной системе Российской Федерации

Арбитражные суды России — сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ.

Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности.

Обратите внимание

Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами.

В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «об арбитражном суде».

В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции конституцией РФ, федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и конституционным судом РФ (см. Схему 3).

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший арбитражный суд РФ;

Федеральные арбитражные суды округов;

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,

Должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

Важно

Справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Формирование уважительного отношения к закону и суду;

Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.

2. Особенности арбитражного судопроизводства

Производство в арбитражных судах имеет много общего с гражданским судопроизводством. В числе его особенностей отмечают следующие:

— большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

— более широкая область применения принципа состязательности по сравнению с гражданским судопроизводством. Он действует во всех стадиях процесса.

Реализация данного принципа обеспечена юридическими гарантиями, важное место среди которых занимают институты отвода судей, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика (гл.

3 АПК РФ), приостановления производства по делу (гл. 16), оставления заявления без рассмотрения (гл. 17) и др.;

— следуя принципу арбитрирования, при рассмотрении дел арбитражные суды способствуют разрешению спора самими сторонами, что освобождает арбитражный процесс от ряда формальностей. Арбитрирование предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ.

Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами.

Совет

Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно:

— между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

— между российской федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КОАП РФ). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Новый АПК РФ более четко разграничил подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Если раньше арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали споры, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, в зависимости от того, кто обращается с иском: если гражданин, то спор рассматривает суд общей юрисдикции, а если гражданин-предприниматель или юридическое лицо, — то арбитражный суд. Поскольку все эти споры являются спорами экономическими, связанными с предпринимательской деятельностью, они переданы именно в арбитражные суды. Аналогичным образом решаются вопросы и в отношении подведомственности дел по спорам с иностранными предпринимателями. Раньше иностранный предприниматель имел возможность выбора: в случае спора с российским предпринимателем он мог обратиться или в суд общей юрисдикции, или в арбитражный суд, что создавало определенные сложности. Сейчас эти споры также разрешаются арбитражными судами.

Чаще всего арбитражные суды рассматривают споры о разногласиях по договору, о ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

— экономические (имущественные) споры; о признании недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрации граждан — индивидуальных предпринимателей, дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и др. — споры в сфере управления; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — споры, вытекающие из иных правоотношений.

АПК РФ дополнил подведомственность экономических споров арбитражных судов в части оспаривания нормативных и ненормативных актов, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Общее правило обжалования нормативных правовых актов заключается в том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ст. 29 АПК РФ, п. 3 ст. 22, ст. 245 ГПК РФ).

Обратите внимание

Оспаривание указанных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допустимо арбитражным судом, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции данных судов, например, арбитражный суд вправе разрешать споры об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК РФ), об оспаривании юридическими лицами нормативных постановлений ФКЦБ России (ст. 43

Что касается ненормативных актов, то в данном случае критерием для разграничения подведомственности является то, чьи права и законные интересы затрагиваются указанным актом, т. Е. Используется субъектный критерий (см. П. 2 ч. 2 ст. 29, ст. 197 АПК РФ).

Некоторыми федеральными законами прямо предусматривается возможность обжалования ненормативного акта (действия, решения) в арбитражный суд. Так, ч. 1 ст.

46 ТМК РФ предусматривает обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Источник: http://MirZnanii.com/a/29415/osobennosti-deyatelnosti-arbitrazhnykh-sudov-v-rf

Роль и функции третейского суда

Трете́йский суд  — это  негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой. Еще его называют коммерческим арбитражем.

Читайте также:  Как эффективно заполнить бланк заявления на осаго и где его скачать

Система третейских судов является институтом саморегулирования  гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.02.2002; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.)
  3. Местный (Регламент данного Третейского суда и третейские соглашения сторон спора).

Институт третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан.

В третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Правила третейского разбирательства (Регламент Третейского суда) разрабатываются каждым третейским судом самостоятельно и принимаются сторонами при подписании третейского соглашения.

Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.

В третейском соглашении стороны также могут записать свои правила третейского разбирательства, являющиеся обязательными для Третейского суда.

Иск в третейский суд оформляется в том же виде, что и в государственный.

После его подачи формируется состав суда, который образуется из трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Может быть так же создана коллегия с представителями сторон спора.

Третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Стороны могут по своему усмотрению согласовывать порядок назначения третейского судьи для рассмотрения конкретного спора.

Третейский суд (в отличие от арбитражного суда) не имеет многозвенной структуры, а значит и нескольких инстанций, куда можно было бы обжаловать решение, поэтому решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит.

Важно

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» запрещает сторонам обжаловать решение, если ранее своей волей они выразили третейскому суду доверие, и признали, что принятое им решение не подлежит пересмотру.

Третейские суды вправе рассматривать любые дела, затрагивающие коммерческие интересы организаций (включая государственные) и граждан, включая индивидуальных предпринимателей.

Суды могут выносить определения о применении обеспечительных мер, решения, обязательные для исполнения сторонами, в том числе, получать и передавать стороне, выигравшей дело, исполнительные листы.

Споры, рассматриваемые третейскими судами, могут касаться материальных и не материальных (не имущественных) требований.

Среди нематериальных или неимущественных споров чаще всего третейский суд рассматривает исковые заявления по действию договора. Например, если одна из сторон решила в одностороннем порядке расторгнуть или пересмотреть условия договора, сторона решила не продлевать договор и пр.

Из материальных (имущественных) — это споры, связанные с взысканием задолженности, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами, штрафных санкций и т.д. Истец может потребовать вернуть товарные остатки или образцы продукции, потребовать досрочной их оплаты и т.д.

Чтобы понять лучше, какие дела рассматривает третейский суд, достаточно открыть Арбитражный процессуальный кодекс или гражданский кодекс: это споры, связанные

-с признанием права собственности на недвижимое имущество;

— торгами на фондовой бирже ( между участниками и их клиентами);

-с пользованием землей, если они являются по своему характеру гражданско-правовыми;

-с пользованием недрами;

-заключением, изменением, расторжением, исполнением контрактов на закупку сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

-с осуществлением морских перевозок,  и т.д.

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае же неисполнения решения, сторона может обратиться в государственный суд по месту нахождения ответчика либо имущества за выдачей исполнительного листа.

Совет

Арбитражный и третейский суды преследуют разные цели. Если цель арбитражного суда-определение и наказание виновного, то цель третейского разбирательства-достижение сторонами мирового соглашения.

Третейский суд обладает рядом преимуществ. 

К ним относятся более высокая степень доверия сторон к назначаемым арбитрам, простота и оперативность процедуры разбирательства, относитель-но низкие судебные издержки, сохранение конфиденциальности, что немаловажно для участников хозяйственных правоотношений. 

В связи с чем популярность третейского разбирательства неизбежно растет.

Старший помощник прокурора республики                                    А. Псху

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/rol-i-funktsii-treteiskogo-suda

Третейский арбитражный суд. Понятие, принципы, примеры, особенности

o_perov

Трете́йский суд (Коммерческий арбитраж) — не государственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лицмежду собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой.

Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Что такое — третейский суд?

Институт Третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан. Правовые основы деятельности Третейского суда регулируются Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 102-ФЗ, а также Гражданским Кодексом РФ и Регламентом суда.

Принцип деятельности:

в Третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора (контракта) или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Третейское соглашение должно состоять из наименования конкретного третейского суда и определения факта окончательности судебного решения. Пример: «Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), а также возникновением, прекращением или переходом прав на недвижимое имущество или земельные участки, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы (г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, корп.1), по выбору истца. Решение Третейского суда окончательно».

Третейский суд, также вправе разрешать споры с участием физических лиц (общая юрисдикция) или нерезидентов Российской Федерации и независимо от территориальности заключения, исполнения или местонахождения сторон.

Подача иска и разрешение спора:

Исковое заявление оформляется в том же виде и с таким же приложением, как и при подаче иска в государственный суд, с добавлением абзаца обосновывающем компетенцию третейского суда на рассмотрение переданного ему спора и индивидуальными требованиями регламента третейского суда.

После подачи иска, формируется состав суда (или формируется коллегия с представителями от сторон спора, или председателем назначается единоличный судья). Разрешение спора, в среднем, проходит в одно судебное заседание. При необходимости, судья может переносить заседания.

Судебное решение третейского суда вступает в силу с даты его принятия. Если третейское соглашение содержит указание о его окончательности, то решение третейского суда обжалованию не подлежит.

Если в третейском соглашении окончательность решения третейского суда не предусмотрена, то решение можно оспорить, но только по основаниям, предусмотренным ст. 233 АПК РФ и 421 ГПК РФ.

Исполнение решения третейского суда:

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае неисполнения решения, победившая сторона вправе обратиться в государственный суд (по месту нахождения ответчика или нахождения имущества) за выдачей исполнительного листа.

При выдаче исполнительно листа, государственный суд проверяет формальные признаки третейского разбирательства: 1) компетенцию третейского суда в рамках Федеральных законов, запрещающих рассмотрение некоторых категорий дел, 2) соблюдение основополагающих принципов Российского права.

По заявлению одной из сторон, государственный суд может проверить дополнительные формальные признаки, но только в рамках ст. 239 АПК РФ и ст. 426 ГПК РФ.

Определение государственного суда можно обжаловать, но только в кассационном порядке, поэтому на исполнительное производство, обжалование не влияет.

Полученный исполнительный лист передается в Службу судебных приставов в общем порядке исполнительного производства.

Особенности третейского арбитража

  • Судебное решение принимается на 10-й день с даты подачи иска, после проверки и утверждения Предсе- дателем Суда, обеспечительные меры – на 2 день.
  • Решения суда обжалованию не подлежат (нигде)
  • Исполнительные листы выдаются у нас же через 20-30 дней после решения. Суд сам их получает в гос. суде
  • Арбитражный сбор возмещается проигравшей стороной или возвра- щается Третейский судом в случае отказа гос. суда в выдаче испол- нительного листа.
  • Оплата арбитражного сбора возмож- на через АККРЕДИТИВ или ЯЧЕЙКУ под предъявление полученного исполнительного листа Третейский арбитражом
  • За неисполнение решения суда предусмотрен внушительный штраф в пользу победившей стороны
  • Арбитражная оговорка не меняет договор, а дополняет его правом выбора суда при подачи иска.
  • Виды споров
    • о признании прав собственности на движимое (авто), недвижимое имущество, земельные участки.
    • о взыскании задолженности (убытков);
    • об изменении или расторжении договора;
    • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
    • по кредитно-расчетным и страховым договорам;
    • по договорам поручительства, залога
    • по договорам подряда, оказанию услуг;
    • по договорам купли-продажи;
    • по договорам поставки,
    • по договорам аренды, лизинга;
    • по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских,проектировочных и технологических услуг;
    • по договорам перевозки, хранения
    • по договорам инвестиций и доверительного управления,
    • по договорам пользования результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации(авторское,  патентное и смежные с ними, товарный знак)
    • по иным основаниям, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности;

    Таким образом, можно резюмировать, что институт третейских судов дает возможность физическим и юридическим лицам оперативно решать определенные споры, трения, разногласия, минуя бюрократическую «волокиту» государственной судебной системой.Материал подготовлен с использованием официальных источников, Руководителем Агентства правовой защиты и безопасности Армада

    Александром Алиевым

Источник: https://o-perov.livejournal.com/2618.html

I. Компетенция и статус третейских судов при рассмотрении гражданских споров

Третейское разбирательство споров граждан также регулируется Законом «О третейских судах в РФ».

На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отношений. Власов А. А. Гражданско-процессуальное право. С. 408. В соответствии со ст.

17 Закона «О третейских судах в РФ», третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Третейский суд в каждом случае организуется по особому соглашению всех участников спора. Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда.

Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если под его условиями имеется подпись сторон. Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами.

При несоблюдении письменной формы третейского соглашения оно считается незаключенным. Иных оснований недействительности третейского соглашения Закон не содержит. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Г. П. Ивлев. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 508.

Обратите внимание

Говоря о третейском соглашении, следует отметить, что Закон определяет третейское соглашение (также — третейская запись) как соглашение (договор) сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда должно включать следующие условия:

  наименование сторон и место их жительства;

  предмет спора;

  наименование избранных судей;

  срок разрешение спора;

  место и время составления соглашения.

После заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда односторонний отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда эта сторона докажет, что кто-либо из третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обязательстве ей не было известно при заключении договора.

Таким образом, вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать преданный на его разрешение спор третейский суд решает самостоятельно.

В литературе часто ставится такая проблема третейских судов, как определение их статуса. По мнению Е. А.

Виноградовой, законодательное определение «статуса» постоянно действующего третейского суда не только противоречит определению его как одного из видов принципиально единого института третейского суда по мере необходимости и целесообразности на организации различных организационно-правовых форм. Виноградова Е. А. «К вопросу о так называемом «статусе» постоянно действующего третейского суда». // Хозяйство и право. 1994. № 3 С. 94.

Закон «О третейских судах в РФ» не определяет статус третейского суда, созданного при различных предприятиях, учреждениях, организациях.

Вопрос о создании третейского суда в качестве коммерческой или некоммерческой организации учредителем решаться не может.

Важно

Третейский суд является некоммерческой организацией и это положение императивно, так как третейский суд является одним из юрисдикционных органов защиты субъективных прав и его основной целью не может являться извлечение прибыли.

Говоря о правах и обязанностях третейского суда, следует отметить, что в соглашении с судом стороны обязуются друг перед другом подчиняться велениям суда, а суд имеет право отдавать обязательные распоряжения, направленные на быстрое и правильное разрешение спора и обеспечение его исполнения. Так, в соответствии со ст. 25 Закона «О третейских судах в РФ» суд может не только вынести решение о применении обеспечительных мер, но и потребовать предоставить встречное обеспечение в связи с принятыми мерами.

Суд обязан обеспечить независимое и беспристрастное рассмотрение спора, предоставив сторонам равные возможности для предоставления доказательств и применяя принцип состязательности (независимость и беспристрастность судей, а также состязательность и равноправие сторон — принципы третейского разбирательства).

Основная задача суда — вынести решение по спору.

Анализ практики арбитражных судов по рассмотрению дел о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда позволяет сделать вывод о наличии целого ряда вопросов, требующих разрешения.

Сложности формирования правильной судебно-арбитражной практики можно объяснить и несовершенством Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», и достаточно критическим отношением судей арбитражных судов к решениям третейских судов, и непониманием роли третейских судов и третейского разбирательства.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Законодательное решение об отнесении третейских судов к органам, уполномоченным осуществлять защиту нарушенных и оспоренных гражданских прав, породило дискуссию относительно проблемы соотношения компетенции государственных судов и третейских судов в Российской Федерации. Обозначились две позиции, которые можно рассматривать как диаметрально противоположные.

Сторонники первой из них высказывали точку зрения, согласно которой «внутренние» третейские суды занимаются деятельностью, в определенной мере сходной с оказанием платных юридических услуг, которая должна «эффективно контролироваться» государственными судами.

Признавалось, что в случае, когда одна из сторон третейского соглашения (при действительности этого соглашения) возражает против рассмотрения спора в третейском суде, последний автоматически теряет компетенцию по рассмотрению спора.

В этом случае отказ государственного суда в рассмотрении спора, по мнению сторонников данной позиции, должен рассматриваться в качестве нарушения права истца на правосудие.

Совет

Эта позиция имела определенное влияние на судебно-арбитражную практику: в частности, арбитражными судами допускался односторонний отказ от третейского соглашения.

Указанная точка зрения критиковалась в литературе Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 87 — 94;

Муранов А.И. Действительное третейское соглашение и проблема прекращения производства по делу в российском государственном суде // Законодательство. 2002. N 10. С. 65.

.

Несогласие с ней высказал и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: в постановлении по конкретному делу он указал на ошибочность позиции, согласно которой в случае возражений одной из сторон против рассмотрения спора в третейском суде, несмотря на действительное третейское соглашение, третейский суд автоматически теряет компетенцию на рассмотрение спора. Такая позиция была признана Президиумом противоречащей статье 23 действовавшего в тот период АПК РФ (1995 года) и статьям 2, 3, 8 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.01 N 1293/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5

Вторая позиция по этому вопросу отличается другой крайностью: признается, что третейский суд, как и государственный суд, «несомненно осуществляет правосудие, а не оказывает сторонам «юридические услуги». Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М.: Статут, 2003. С. 7.

При этом подчеркивается, что третейские суды не являются государственными судами, не входят в государственную судебную систему (и, более того, по своей природе не могут составлять какой-либо единой системы), не имеют вышестоящих судебных инстанций.

Справедливости ради надо отметить, что сторонники второй позиции не склонны рассматривать третейские суды как некий аналог государственного правосудия.

Иными словами, ими признается, что третейские суды по роду своей деятельности осуществляют нечто вроде «негосударственного правосудия».

Обратите внимание

Думается, что, как и первая, вторая трактовка природы третейского разбирательства также является юридически некорректной в силу следующего.

Наряду с законодательной и исполнительной властью судебная власть рассматривается как самостоятельная сфера публичной (государственной) власти.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению конституционных, гражданских, административных и уголовных дел в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве (ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, правосудие является формой государственной деятельности; осуществлять такую деятельность могут только специально созданные государственные учреждения — государственные суды, составляющие в совокупности судебную систему.

Третейские суды, как известно, в государственную судебную систему не входят и, следовательно, не могут осуществлять правосудия, являющегося, как было сказано выше, прерогативой государственных судов.

Вместе с тем третейский суд наравне с государственным судом уполномочен рассматривать (за определенными изъятиями) споры, возникающие из гражданских правоотношений, осуществляя защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (п. 1 ст. 11 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах).

Обращение к третейскому суду за защитой нарушенных и оспоренных прав не противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод или Конституции Российской Федерации.

И напротив, ограничение возможности частных лиц по использованию указанного вида судебной защиты (при юридической действительности третейского соглашения) не будет соответствовать конвенционному и конституционному положениям о праве на судебную защиту гражданских прав.

Важно

Третейский суд, осуществляющий судебную защиту гражданских прав, представляет собой альтернативу государственному суду. При этом нельзя не согласиться с мнением, что к альтернативной форме разрешения споров следует относиться как к системе, которая существует параллельно с правосудием и при этом не заменяет и не может заменить правосудие, не преграждает доступ к нему.

Между тем юридическая сила судебных актов, выносимых государственным, и в частности арбитражным, судом, значительно отличается от юридической силы решений, выносимых третейским судом.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/118883

Ссылка на основную публикацию