Все о кассационном суде в россии

Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Обратите внимание

Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Определены, в частности:

порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);

порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд.

Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 30.07.2018

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/54491.html/

Отдельные кассационные суды начнут работать в ряде городов РФ

В Госдуме назвали города, где планируется разместить суды нового типа: отдельные кассационные инстанции. Их юрисдикция будет распространяться на несколько регионов, а рассматриваться в суде станут – как ясно из названия – только кассационные жалобы. И никакие другие.

Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Верховным судом России, и в феврале принят в первом чтении. Сейчас документ готовится ко второму чтению. Именно на этом этапе закон приобретает окончательный вид.

Верховный суд предложил усилить роль кассационных инстанций

Один из главных вопросов — где именно будут располагаться новые суды.

Сегодня в Госдуму были внесены поправки к законопроекту, в них предложены новые места расположения новых судов.

Важно

Как сообщает ТАСС, авторами инициативы выступили спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а также главы профильных комитетов обеих палат парламента Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что «внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых апелляционных и кассационных судов».

При этом он отметил, что будут учитываться особенности регионов: их экономическая активность, транспортная и инфраструктурная составляющие, наличие юридической школы.

В свою очередь глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил, что «предложение было выработано после согласований с Верховным судом РФ, правительством РФ и Администрацией президента РФ».

По его словам, предлагается расположить кассационные суды в следующих городах: первый кассационный суд — Саратов. Второй кассационный суд — Москва. Третий кассационный суд — Санкт-Петербург. Четвертый кассационный суд — Краснодар. Пятый кассационный суд — Пятигорск. Шестой кассационный суд — Самара.

Седьмой кассационный суд — Челябинск. Восьмой кассационный суд — Кемерово. Девятый кассационный суд — Владивосток. Кассационный военный суд — в Новосибирске. До этого Саратов, Самара и Челябинск не фигурировали в списках кандидатов, вместо них значились другие города.

Изменился и перечень городов, где планируется создать апелляционные суды.

Как защитить предпринимателей от скоропалительных выводов правоохранителей

Как сообщил Павел Крашенинников, в отношении создаваемых апелляционных судов предложены следующие города: первый апелляционный суд — в Калуге.

Второй апелляционный суд — Санкт-Петербург. Третий апелляционный суд — Сочи. Четвертый апелляционный суд — Нижний Новгород. Пятый апелляционный суд — Новосибирск.

Апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

«Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа», — пояснил Павел Крашенинников.

Кассационные суды, по его словам, будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

Сегодня нередко получается, что дело проходит несколько инстанций, не покидая одного суда. Допустим, в апелляционной и кассационной инстанции его будут рассматривать в региональном суде. Да, составы суда будут разные (то есть разные судьи). Но ведь коллектив суда один и тот же.

Совет

И только пройдя несколько стадий, дело может выйти за пределы региона и попасть в другой суд.

Вводится сплошная кассация. Это значит, что будут рассматриваться абсолютно все кассационные жалобы

Теперь система изменится. Вводится усиленная проверка, причем рассматривать дело на разных стадиях будут суды разных регионов. Например, дело из Брянской области отправится на рассмотрении в апелляции в Калугу. А после Калуги кассационную жалобу рассмотрят в Саратове.

Причем вводится сплошная кассация. Это значит, что будут рассматриваться абсолютно все кассационные жалобы. Сегодня их отбирает судья докладчик, что-то считает достойным рассмотрения, что-то отклоняет.

Поэтому юристам надо искать серьезные аргументы только для того, чтобы жалобу вообще приняли.

Пензенскому бизнесу пришлось расплачиваться за ошибки чиновников

«Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, — говорится в пояснительной записке к проекту. — При этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в Российской Федерации можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов».

Источник: https://rg.ru/2018/07/03/otdelnye-kassacionnye-sudy-nachnut-rabotat-v-riade-gorodov-rf.html

В россии появились кассационные и апелляционные суды

Подписан новый закон 1-ФКЗ о 9 кассационных и 5 апелляционных судах общей юрисдикции. В новом законе №1-ФКЗ от 29 июля 2018 года перераспределена структура федеральных судов общей юрисдикции, согласно которому кассационные и апелляционные суды приобрели свою самостоятельность. Закон вступил в силу 31 июля.

Информация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

  • Юриспруденция
  • Государственное и муниципальное управление

Согласно Федеральному конституционному закону от 29 июля 2018 года №1-ФКЗ, судами общей юрисдикции признаются кассационные и апелляционные суды, которые будут работать на территории определённых судебных кассационных и апелляционных округов.

9 кассационных и 5 апелляционных судов

О территориальном и структурном распределении мы уже писали в февральской публикации (читать). Как уже говорилось, созданы 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. В этом же законе прописаны:

  • Территориальный охват,
  • Места нахождений.
  • Постоянные судебные присутствия на тех или иных территориях.

Чем будут заниматься кассационные суды?

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Чем будут заниматься апелляционные суды общей юрисдикции?

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов субъектов Федерации, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Организационная структура судов

Кассационные и апелляционные суды будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Разделение функций судов

Благодаря этой реформе функции по пересмотру и по проверке судебных постановлений будут отделены друг от друга. Раньше эти функции выполняли одни и те же суды.

Требования к должностям судей

Закон определяет предельный возраст пребывания в должности до 76 лет для:

  • председателя арбитражного суда округа,
  • председателя кассационного суда общей юрисдикции,
  • заместителя Председателя Верховного Суда РФ,
  • заместителя Председателя Конституционного Суда РФ

Вступление в силу положений закона №1-ФКЗ

Данный закон вступил в силу после опубликования — с 31 июля. Но по некоторым положениям предусмотрены отсрочки:

  • Датой образования кассационного или апелляционного суда общей юрисдикции считается день назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда.
  • После 1 октября 2019 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации официально утвердит начало работы данных судов.
  • Жалобы и представления, поданные до 1.10.2019 года в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда будут сохранены и не будут переданы во вновь созданные апелляционные и кассационные суды.

Скачать Федеральный конституционный закон от 28 июля 2018 №1-ФКЗ

Источник: https://www.snta.ru/press-center/v-rossii-poyavilis-kassatsionnye-i-apellyatsionnye-sudy/

Путин подписал закон о создании в России кассационных и апелляционных судов

МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин закон о создании в России отдельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который призван повысить эффективность правосудия. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Как пояснил ранее глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, федеральный конституционный закон создает в рамках действующей системы российских судов структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах территории соответствующего судебного округа. «Деятельность этих судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что обеспечит их независимость и самостоятельность», — подчеркнул сенатор, отметив положительный опыт существования отдельных кассационных и апелляционных судов в системе арбитражных судов.

Законом предусматривается создание девяти кассационных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных кассационных округов, каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ. «Местом их [кассационных судов] постоянного пребывания планируются города Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Пятигорск, Самара, Челябинск, Кемерово и Владивосток», — рассказал Клишас.

Кроме того, создается пять апелляционных судов общей юрисдикции, они будут находиться в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

«Следует отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе апелляционного суда и кассационного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда», — сказал глава комитета СФ.

Читайте также:  Значение и порядок оформления ходатайства об обеспечении иска в 2019 году

Штатное расписание и полномочия

По словам сенатора, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания предполагается в том числе путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областного звена.

Говоря о полномочиях вновь создаваемых судов, Клишас отметил, что кассационный суд будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

При этом судебные коллегии кассационного суда будут рассматривать дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа. Также в их компетенцию будет входить рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Об апелляционных судах

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов.

Судебные коллегии апелляционного суда будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на решения вышеперечисленных судов, принятые ими в качестве первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции будут назначаться на должность президентом на 6 лет по представлению председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Они могут быть переназначены по истечении срока полномочий, но не более двух раз подряд. При этом предельный возраст нахождения руководителей новых судебных инстанций в должности увеличивается с 70 до 76 лет.

Апелляция и кассация в системе военных судов

В системе военных судов создаются кассационный и апелляционный военные суды.

Устанавливается, что кассационная инстанция рассматривает дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания кассационного военного суда станет Новосибирск.

Апелляционный военный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания апелляционного военного суда является городской округ Власиха Московской области.

«Принятие этого закона станет важным шагом на пути совершенствования судебной системы и повышения эффективности правосудия», — подчеркнул Клишас.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5413026

Правосудие станет для граждан дороже: в РФ появится 16 новых судов

С октября 2019 года в России заработают 16 новых судов общей юрисдикции. Это будут апелляционные и кассационные инстанции, которые объединят в себе новые судебные округи, сформированные по экстерриториальному принципу.

Хотя власти преследовали целью повысить независимость и качество правосудия, нововведение сделает обжалование решений судов первой инстанции очень дорогим для граждан.

Ведь им и их представителям придется ездить за правосудием не просто в другие города, но в другие регионы РФ.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», которым учредил 16 совершенно новых надрегиональных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Новые СОЮ должны заработать уже с 1 октября 2019 года. Вторым подписанным вчера вечером законом президент назначил зарплату судьям, которые будут вершить правосудие в новых судах. Оба закона уже официально опубликованы и вступили в силу.

Новые судебные округа

Новые СОЮ будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. При этом кассационные и апелляционные судебные округи будут включать в себя разные регионы РФ. В частности, Первый апелляционный округ, к которому соответственно будет относится Первый апелляционный суд, расположенный в Москве, будет включать в себя:

  • Белгородский,
  • Брянский,
  • Владимирский,
  • Воронежский,
  • Ивановский,
  • Калининградский,
  • Калужский,
  • Костромской,
  • Курский,
  • Липецкий,
  • Новгородский,
  • Орловский,
  • Псковский,
  • Рязанский,
  • Смоленский,
  • Тамбовский,
  • Тверской,
  • Тульский,
  • Ярославский,
  • Московский областной;
  • Московский городской суды.

Очевидно, что география достаточно обширна. И жителям Калининграда и области придется ездить на апелляцию в Москву, что существенно увеличит их судебные издержки. Как, впрочем, и жителей других областей. Повезет только москвичам. Вторая инстанция расположена у них возле дома.

Кстати, суды общей юрисдикции рассматривают абсолютно все споры с участием граждан, кроме дел о банкротстве. Это все гражданские и административные иски. Например, о разделе имущества супругов. Поэтому аудитория СОЮ самая иширокая. Также в юрисдикции этих судов находится рассмотрение уголовных дел.

Новые СОЮ

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 1 военный суд:

  1. Первый апелляционный — в Москве;
  2. Второй апелляционный — в Санкт-Петербурге;
  3. Третий апелляционный — в Сочи;
  4. Четвертый апелляционный — в Нижнем Новгороде;
  5. Пятый апелляционный — в Новосибирске;
  6. Апелляционный военный суд — во Власихе Московской области.

10 новых кассационных судов будут расположены:

  • Первый кассационный — в Саратове;
  • Второй кассационный — в Москве;
  • Третий кассационный — в Санкт-Петербурге;
  • Четвертый кассационный — в Краснодаре;
  • Пятый кассационный — в Пятигорске Ставропольского края;
  • Шестой кассационный — в Самаре;
  • Седьмой кассационный — в Челябинске;
  • Восьмой кассационный — в Кемерово;
  • Девятый кассационный суд — во Владивостоке;
  • Кассационный военный суд — в Новосибирске.

Закон предусматривает, что новые апелляционные СОЮ будут рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты региональных судов, не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационные СОЮ должны рассматривать жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели судов и судьи

Апелляционные и кассационные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 50% от установленной численности судей.

Решение о начале деятельности каждого из новых СОЮ будет принимать Пленум Верховного суда РФ. Все суды должны официально заработать не позднее 1 октября 2019 года.

До того рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб будет проходить в прежнем порядке.

Обратите внимание

Председатели новых СОЮ должны быть назначены до 15 октября 2018 года. Для них установлена новая предельная возрастная планка в 76 лет.

Аналогичное возрастное ограничение введено для зампредседателя Конституционного суда РФ, зампредседателя Верховного суда РФ, председателя арбитражного суда округа.

Судьям, отказавшимся от перевода в другие суды, будут выплачены выходные пособия. Их размер и порядок выплаты будет предусмотрен проектом бюджета на следующий год.

Источник: http://ppt.ru/news/142157

Реформа судопроизводства в России: Зачем? Кому? И какой суд?

Ольга Зенькович, 19 февраля 2018, 14:04 — REGNUM  

Реформа судопроизводства назрела, уверены в Госдуме, однако новый экстерриториальный принцип судов не полностью отвечает интересам граждан, передает корреспондент ИА REGNUM 19 февраля. Прежде всего, вопросы вызывает число судов и их расположение, опасаются также и различных судебных практик принятия решений.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о создании в России кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционных судов. Кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, а апелляционный — вышестоящей инстанцией по отношению к судам субъектов РФ.

Исходя из уровня судебной нагрузки, предполагается, что во вновь образованных кассационных окружных судах будут работать 723 судьи, а в апелляционных окружных судах 181 судья. Кадровый состав новых судов предполагается сформировать прежде всего за счет перевода действующих судей, рассматривающих кассационные жалобы в судах областного звена.

2

Gaura

Предполагается, что кассационный суд общей юрисдикции и апелляционный суд общей юрисдикции действует в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам, по делам военнослужащих, их председатели назначаются на должность президентом РФ сроком на шесть лет по представлению председателя Верховного суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Предполагается, что кассационные суды будут располагаться в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды общей юрисдикции будут находится в Иванове или Воронеже, Санкт-Петербурге, Сочи (рассматривается также Краснодар), Нижнем Новгороде, Томске.

В настоящее время основные категории уголовных, гражданских и административных дел рассматриваются по первой инстанции районными и городскими судами. Апелляционные жалобы на решения судов подаются в верховные суды республик, областные, краевые и приравненные к ним суды.

Кассационные жалобы на решения районных и городских судов, а также на апелляционные определения подаются в президиум этих же областных и равных им судов. Таким образом, одни и те же дела рассматриваются судами областного звена и в апелляционном, и в кассационном порядке.

Жалобы на постановления по делам административных правонарушений, не вступившие в законную силу, также рассматриваются судами областного уровня. При этом после вступления этих постановлений в силу жалобы на них подаются председателями, заместителями председателей этих же областных и приравненных к ним судов.

«В результате судьи одного и того же суда дважды осуществляют проверку одних и тех же постановлений. Сложилась ситуация, при которой в областных судах сконцентрированы полномочия сразу двух судебных инстанций — полномочия суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции», — отметил ранее представитель Верховного суда Виктор Момотов.

3

Иллюстрация: Supcourt.ru

Кроме того, суды областного уровня рассматривали в качестве суда первой инстанции некоторые наиболее значимые и сложные категории дел, например, уголовные дела об убийствах двух и более лиц, об обороте наркотических веществ в особо крупном размере и иных наиболее тяжких преступлениях. Наказания за эти преступления, как правило, доходят до 20 лет лишения свободы, отметил он.

Важно

Областные и равные им суды рассматривают по первой инстанции ряд гражданских и административных дел, отличающихся особой сложностью и общественной значимостью, продолжил представитель ВС, это, например, дела о международном усыновлении, дела, связанные с государственной тайной, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и некоторые другие.

Апелляционные жалобы на решения областных судов по этим делам подаются в Верховный суд РФ, который осуществляет и апелляционные, и кассационные, и надзорные производства по такого рода делам.

Рассматривая по первой инстанции уголовные дела, областные суды принимают в том числе и так называемые «промежуточные судебные решения» — это решение, например, об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения о законности следственных действий на досудебной инстанции, стадии, о передаче дела по подсудности и некоторые другие.

Апелляционные жалобы на эти промежуточные решения, принятые судьями областных судов, рассматриваются их коллегами из этих же судов.

«Таким образом, в настоящее время суды областного звена совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам», — указал Момотов.

Читайте также:  Государственный номер свидетельства о государственной регистрации права собственности

На современном этапе развития России и правового государства особое значение придается принципам независимости судей и объективности при отправлении правосудия.

Эти принципы предполагают недопустимость совмещения полномочий нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же субъекта Российской Федерации, а тем более в рамках одного и того же суда, пояснил представитель ВС Виктор Момотов.

Предлагаемая реформа приведет к «эффективной реализации основополагающих принципов правосудия, к созданию новых возможностей по обжалованию судебных постановлений», сказал он.

Совет

Вновь создаваемым кассационным окружным судам предлагается передать процессуальные полномочия, которые в настоящее время реализуются в президиуме областных и равных судов, а также в президиуме окружных и флотских военных судов.

Вновь создаваемым апелляционным окружным судам передаются полномочия Верховного суда по рассмотрению апелляционных жалоб на решения, принятие судами областного звена по первой инстанции, а также апелляционные полномочия судов областного звена при проверке принимаемых этими судами промежуточных решений по уголовным делам.

Территориальная подсудность кассационных апелляционных судов общей юрисдикции построена по окружному принципу.

«Этот принцип позволяет обеспечить независимые и создаваемые суды от лиц, которые могут попытаться повлиять и использовать свое влияние в конкретном регионе для давления на судью», — подчеркнул представитель ВС Виктор Момотов.

Окружная территориальная подсудность много лет применяется в арбитражной судебной системе, где функционируют апелляционные и кассационные арбитражные округа, «каких-либо практических проблем она не создает», — подчеркнул он.

Определяя местоположение кассационных и апелляционных судов, Верховный суд «исходил из необходимости минимизировать издержки федерального бюджета», сообщил Момотов.

«В связи с этим новые суды предлагают разместить в тех городах, где в распоряжении судебной системы имеется необходимая инфраструктура и, прежде всего, недвижимое имущество. Это позволит максимально оперативно и с минимальными издержками для государства организовать работу судов», — сказал он.

Представитель ВС Виктор Момтов обратил внимание на особенности кассационного судопроизводства, по его словам, это особый вид судопроизводства, который не предполагает исследования новых доказательств, оценку новых обстоятельств. Кассационный суд проверяет только правильность применения в конкретном деле материальных и процессуальных правовых норм, и он не вправе принимать новые доказательства или давать новую оценку обстоятельствам дела.

«Это во многом письменное производство, при котором судья изучает доводы, поступившие жалобы и мотивировку, содержащуюся в обжалуемом и судебном постановлении.

В связи с этим личная явка сторон в кассационный суд не имеет той роли, которую она приобретает, например, в суде первой инстанции.

Также необходимо учитывать, что сегодня во всех российских судах используется система видео-конференц-связи, позволяющая активно участвовать в судебном процессе из любой местности, включая труднодоступные и отдалённые регионы», — заявил Момотов.

Он также подчеркнул, что «вопросы о составе судебных округов и местоположении судов — это не вопрос концепции законопроекта, при необходимости к ним можно вернуться при подготовке проекта ко второму чтению».

«Если будут конкретные предложения, основанные на объективном анализе судебной нагрузки и наличии необходимой инфраструктуры, эти предложения, разумеется, должны быть впоследствии обсуждены», — обещает он депутатам Госдумы.

Обратите внимание

В ходе дискуссии первый замглавы фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов указал на «ощущение некой искусственности предлагаемой конструкции, особенно в отношении апелляционных судов».

«Предполагается, что в апелляционных судах будут обжаловаться решения, принятые по первой инстанции в субъектовых судах, но их относительно немного. Верховный суд предоставил подробные данные о том, сколько и каких дел рассматривается в каждом из судов.

И вот разница по первой инстанции между районными и городскими судами, с одной стороны, и субъектовыми судами колоссальная, это кратная разница. В субъектовых судах по первой инстанции рассматривается как гражданских, так и уголовных дел порядка 4 тыс., по-моему. Естественно, не все они обжалуются.

И возникает вопрос: а чем будет заниматься апелляционная инстанция? Может быть, подумать, как ее загрузить, и некоторые категории дел, которые рассматриваются районными судами, сразу дать возможность апелляции вот именно в эти апелляционные вновь создаваемые суды и с точки зрения объективности рассмотрения этих категорий дел, и с точки зрения большей их загруженности», — рассуждает депутат.

Также парламентарии обеспокоены небольшим числом новых судов.

«Понятно, что предлагаемые округа будут состоять как бы из граничащих субъектов. Но это Россия. Расстояние между областными центрами тысячи километров. Как люди будут добираться? Хороших дорог мало. Самолеты напрямую не летают.

Чтобы из одного соседнего субъекта добраться в другой, надо лететь через Москву, это большие издержки.

Надо подумать, каким образом обеспечить доступность правосудия, и, может быть, предусмотреть в бюджете какие-то компенсации людям за авиабилеты, если они летят по рассматриваемому делу в апелляционный или кассационный суд», — предлагает депутат Михаил Емельянов («Справедливая Россия»).

Реформа коснется лишь небольшого количества дел, считает депутат Госдумы Юрий Синельщиков (КПРФ).

«Реформа коснется лишь небольшого количества дел, ибо все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по старой схеме, по старым правилам», — констатировал он.

Также парламентарий обратил внимание на состав судей — судейский корпус кассационных апелляционных судов составит почти тысячу человек.

«Естественно, что это будут судьи, переведенные из других судов. Однако надо понимать, что на переезд в другую местность согласятся в основном те, кто не видит для себя перспектив на старом месте, кто считает себя недооцененным, и попросту, кто числится в плохишах и от кого хотят избавиться председатели областных судов», — полагает депутат.

4

Поэтому, делает он вывод, в апелляционных и кассационных судах «будут трудиться не лучшие судейские кадры, по крайней мере, первые годы».

Важно

«Говоря о кадровой проблеме, надо бы обратить внимание руководства Верховного суда на необходимость изменения отношения судей к своим обязанностям, повышать к ним требовательность.

Если бы все судьи были бы принципиальными и честными, а Верховный суд и председатель большее внимание уделяли бы судебному надзору за решениями нижестоящих судов, то тогда не было бы нужды и в проведении этой реформы», — уверен Синельщиков.

В Госдуме также видят опасность в создании апелляционных и кассационных округов.

«Некоторые юристы высказывают опасения, что создание упомянутых судов… судебных округов, хотя условно я их называю судебными округами, может привести к появлению нескольких самостоятельных судебных практик, что будет вредить общероссийской законности», — сказал депутат Госдумы Юрий Синельщиков (КПРФ).

По примерным оценкам, новая реформа потребует порядка 5 млрд рублей, — такая цифра была озвучена в ходе пленарного заседания Госдумы. Однако эта цифра не окончательная.

«Следующий вопрос — финансирование реформы.

Для этого, как известно, потребуется, по утверждению Верховного суда, 4,4 млрд рублей, это немалые деньги, но в интернете уже есть иные расчеты, которые говорят, что все будет намного больше… Да, надо еще иметь в виду, что потребуется немало средств и на обеспечение ежегодного функционирования судебной системы», — добавил депутат Юрий Синельщиков.

Источник: https://regnum.ru/news/2381906.html

Президент подписал закон о создании апелляционных и кассационных судов

Контекст

Совет Федерации одобрил закон о создании апелляционных и кассационных судовГосдума приняла законопроект о создании апелляционных и кассационных судовВ Госдуму внесены поправки о размещении кассационных и апелляционных судов

МОСКВА, 30 июл — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании в России отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, говорится в документе, размещенном на официальном интернет-портале правовой информации.

Государственная Дума РФ 17 июля приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, Совет Федерации 24 июля одобрил его.

Автором документа выступает Верховный суд (ВС) России. Так, предусматривается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов общей юрисдикции.

На заседании 17 июля Госдума вернулась на стадию второго чтения рассмотрения документа и приняла еще ряд поправок к законопроекту, в частности, о предельном возрасте пребывания в должности зампредседателя Конституционного суда и о месте расположения Первого апелляционного суда. Ранее предлагалось установить, что суд будет располагаться в Калуге. После этого документ был принят в окончательном, третьем чтении.

Кассационные суды, согласно законопроекту, будут располагаться в следующих городах:

Первый кассационный суд — Саратов;

Второй кассационный суд — Москва;

Четвертый кассационный суд — Краснодар;

Пятый кассационный суд — Пятигорск;

Шестой кассационный суд — Самара;

Седьмой кассационный суд — Челябинск;

Восьмой кассационный суд — Кемерово;

Девятый кассационный суд — Владивосток;

Кассационный военный суд — Новосибирск.

Апелляционные суды будут находиться в следующих городах:

Первый апелляционный суд — Москва;

Второй апелляционный суд — Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — Сочи;

Четвертый апелляционный суд — Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — Новосибирск;

Апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции.

В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Совет

Также там будут рассматриваться дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции.

Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя председателя Верховного суда РФ и заместителя председателя Конституционного суда РФ, согласно поправкам, составляет теперь 76 лет.

Кроме того, как заявил в ходе заседания 17 июля в Госдуме глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, будет ограничен двумя сроками подряд срок пребывания на посту председателей и зампредседателей областных, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Устанавливаются и сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции — с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Обратите внимание

Период образования новых апелляционных и кассационных судов и начала их деятельности предлагается установить с момента официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года.

Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ.

Изменения вносятся в законы «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных судах РФ» и «О Верховном суде РФ».

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20180730/285599516.html

Судебная реформа в России: плюсы и минусы создания апелляционных и кассационных судов

Судебная реформа в России: плюсы и минусы создания апелляционных и кассационных судовchestniy_yuristAugust 9th, 201713 июля 2017 г. Пленум Верховного суда Российской Федерации поддержал законопроект о создании отдельных кассационных и апелляционных судов в системе общей юрисдикции.

В соответствии с этим законопроектом, в России должны появиться новые отдельные суды для рассмотрения апелляций и кассационных жалоб. В качестве образца для создания новых судов взята арбитражная система.

Читайте также:  Виндикационный иск и его значение в судебной практике рф

В настоящее время в Российской Федерации существуют отдельные апелляционные и кассационные арбитражные суды, ответственность которых распространяется на округа, не совпадающие с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Такую же систему хотят ввести и в отношении судов общей юрисдикции, поскольку, по мнению инициаторов реформы, отделение апелляционных и кассационных судов от судов первой инстанции будет способствовать улучшению работы судебной системы.

Современные российские суды сталкиваются с множеством проблем, и одна из наиболее насущных – сосредоточение трех различных инстанций – первой, апелляционной и кассационной – в рамках одного суда (областного суда). Необходимость реформирования российской судебной системы назревала давно.

Спустя годы обсуждения этого вопроса в экспертном сообществе, Верховный суд Российской Федерации, наконец, решился на поддержку законопроекта, который может коренным образом изменить существовавшую долгое время систему апелляций и кассаций, внедрить более современную систему организации судебного производства. Однако остается открытым вопрос о плюсах и минусах готовящихся нововведений.

Судебная реформа повысит независимость судов

Главным плюсом судебной реформы называют повышение реальной независимости судебной системы в случае создания отдельных апелляционных и кассационных судов. Сейчас в качестве апелляционной инстанции для районных судов выступает областной суд, его президиумом рассматриваются и кассационные жалобы. Таким образом, областной суд сочетает в себе первую, апелляционную и кассационную инстанции.

Как правило, большинство дел рассматриваются в суде одного и того же региона. Это обстоятельство способствует сохранению значительной зависимости судов от местных правоохранительных органов, органов власти и управления.

Важно

Поскольку властные структуры в регионах обладают достаточно серьезным влиянием, в том числе и на правоохранительную систему, на органы правосудия, областные суды при рассмотрении апелляций и кассационных жалоб вынуждены считаться с их мнением.

Представителям экспертного сообщества хорошо известно, с какими сложностями сталкиваются граждане и организации, пытаясь выиграть в суде дела против местных властных структур. Зависимые от региональной власти судьи не рискуют идти против течения и принимают решения таким образом, что власть всегда остается правой, а граждане оказываются не в состоянии добиться справедливости.

Естественно, что судьи, которые могут поддерживать неформальные отношения с представителями местных правоохранительных структур, включая следственные органы, могут рассматривать дела недостаточно объективно, выносить решения, исходя из заинтересованности некоторых лиц или структур.

В результате создаются оптимальные условия для зависимости судов от властных органов, что обеспечивает пристрастность судей при вынесении приговоров. Учитывая, что и апелляции рассматриваются в пределах одного региона, существенно усложняется возможность добиться пересмотра принятого первой судебной инстанцией решения, удовлетворения кассационной жалобы.

Все эти обстоятельства отнюдь не способствуют повышению реальной эффективности работы отечественной судебной системы.

Пристрастные решения областных судов по апелляциям приводят к тому, что недовольные этими решениями стороны обращаются в Верховный суд РФ, который достаточно часто отменяет решения нижестоящих инстанций, которые демонстрируют пристрастность и заинтересованность в определенном исходе дела.

Это обстоятельство, в свою очередь, отнюдь не способствует повышению авторитета судебной системы в восприятии российской общественности.Именно из соображений повышения реальной независимости судов при рассмотрении апелляций и кассаций и было принято решение о создании совершенно отдельных апелляционных и кассационных инстанций.

Стоит отметить, что даже границы новых судебных округов совершенно не зависят от привычного административно-территориального деления – новые суды будут носить межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от региональных властей. Более того, границы судебных округов апелляционных судов и кассационных судов также не будут совпадать друг с другом. За основу разграничения территориальных зон ответственности апелляционных и кассационных судов будут взяты принцип доступности для граждан и принцип равномерного распределения судебной нагрузки.Независимость апелляционных и кассационных инстанций приведет к тому, что повысится реальная результативность работы судебной системы. Выносимые решения станут более объективными, что в конечном итоге пойдет на пользу не только самой судебной системе Российской Федерации, но и всем физическим и юридическим лицам, участвующим в судебных процессах.

Борьба с коррупцией и снижение загруженности судов

Совет

Создание апелляционных и кассационных судов – это еще и серьезная антикоррупционная мера. Известно, что коррупция в органах правосудия является для современной России очень острой проблемой.

Путем одних лишь карательных мер ее не решить, тем более, что действующая модель организации судебной системы, когда в областном суде сосредотачивались и первая инстанция, и апелляция, и кассация, вполне благоприятствует формированию коррупционных связей.

Однако если разделить функции, прежде выполнявшиеся областными судами, то многие коррупционные цепочки окажутся разорванными, будут созданы серьезные препятствия для коррупционных схем, поскольку апелляции и кассации будут рассматриваться в других регионах отдельными судами, не связанными с первыми инстанциями.

Следующий безусловный плюс готовящейся судебной реформы – снижение загруженности российских судов, в первую очередь – областных судов, которые в настоящее время выполняют функции трех инстанций – первой, апелляционной и кассационной. Президиумы областных судов занимаются рассмотрением кассационных жалоб помимо выполнения прочих функций. Кроме того, загруженным оказывается и Верховный суд РФ.

Создание целой системы отдельных апелляционных и кассационных судов, таким образом, освободит суды от необходимости рассмотрения апелляций и кассационных жалоб. У судей появится больше свободного времени, соответственно возрастет оперативность и улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции. Позитивно отразятся нововведения и на качестве рассмотрения апелляций и кассаций.

Кадровый вопрос остается актуальным

Вместе с тем, судебная реформа оставляет за собой и целый ряд вопросов. Во-первых, понятно, что ее реализация на практике потребует появления новых судей в апелляционных и кассационных судах. Судейский корпус России вырастет, согласно планам, на 723 судьи в кассационных судах и 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

То есть, придется найти почти тысячу новых судей. Если это будут судьи, переведенные из других судов, то кто заменит их на местах? Если это будут молодые судьи, только приступившие к выполнению судейских полномочий, то им предстоит набираться опыта, учиться на собственных ошибках.

С другой стороны, в России, как известно, достаточно много людей с высшим юридическим образованием, в том числе и тех, кто теоретически мог бы быть принятым на работу в органы правосудия.

Обратите внимание

Поэтому не исключено, что кадровая проблема, о которой говорят многие эксперты, в действительности не является столь масштабной и стране удастся покрыть потребность кассационных и апелляционных судов в судьях. Однако, многие эксперты считают, что массового набора граждан на судейские должности ожидать не стоит.

Скорее всего, вопрос будет решен посредством перераспределения кадров из уже существующих судов. Поскольку определенные суды будут освобождаться от дополнительной нагрузки, часть судей может быть направлена переводом на работу в кассационные или апелляционные суды.

Впрочем, это не освободит вновь назначаемых судей от необходимости прохождения процедур проверок при назначении на должности в апелляционных или кассационных судах.

Для минимизации коррупционной составляющей в деятельности кассационных и апелляционных судов можно порекомендовать использовать принцип «максимальной отдаленности» при назначении новых судей. Например, в апелляционные и кассационные суды, расположенные на юге России, можно назначать судей из судов Сибири и Дальнего Востока и наоборот.

При этом компетентным органам важно будет установить, что прежде судьи из этих регионов не работали в том регионе, где находится их новое место работы и, самое главное, не были связаны с органами власти и правоохранительными органами в данных регионах.

Понятно, что кроме судей, для апелляционных и кассационных судов потребуется еще и привлечение на работу сотрудников судебных аппаратов. В апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049 работников аппарата. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов. Но здесь как раз все просто – молодых людей, способных работать в охране, или бывших военнослужащих, сотрудников полиции и других силовых структур, в Российской Федерации очень много. Тоже самое относится и к работникам аппаратов кассационных и апелляционных судов.

Судебная реформа приведет к значительным расходам

Следующая серьезная проблема – финансирование готовящейся судебной реформы. В отличие от кадрового вопроса, вопрос финансово-экономического обеспечения создания новых судов представляется куда более сложным.

Для того, чтобы обеспечить деятельность кассационных и апелляционных судов, государству потребуется потратить внушительную сумму из федерального бюджета. Ведь речь идет, во-первых, о приобретении или аренде зданий, в которых будут размещаться судебные инстанции.

Важно

Во-вторых, встает вопрос о выплате заработной платы сотрудникам судов – от судей до работников аппарата и охраны, и его решение также потребует от государства немалых финансовых затрат.

В-третьих, потребуются немалые средства на обеспечение ежедневного функционирования кассационных и апелляционных судов, на организационную, информационную деятельность и материально-техническое обеспечение.

Только проведение самой судебной реформы обойдется, по мнению экспертов, не менее, чем в 4,4 млрд рублей, а обеспечение повседневной деятельности кассационных и апелляционных судов потребует уже других средств.

Но можно говорить с уверенностью, что если государство на проведение судебной реформы соглашается, то значит и средства для реализации данной цели будут найдены.Тем не менее, большинство представителей экспертного сообщества соглашаются с необходимостью проведения судебной реформы и считают, что даже столь высокие затраты на обеспечение преобразований являются оправданными. Государство извлечет из появления новых судебных инстанций гораздо большую пользу по сравнению с теми ограниченными средствами, которые будут потрачены на проведение судебной реформы и обеспечение деятельности новых судов.

Как обеспечить сменяемость председателей судов?

Еще одна особенность готовящихся нововведений, которая может вызвать вопросы – назначение председателей апелляционных и кассационных судов на срок в шесть лет с последующим правом переназначения неограниченное число раз. Это существенно снижает как раз ту независимость и непредвзятость судей, о которых беспокоились инициаторы судебной реформы. Назначение сроком на шесть лет с неограниченным правом переназначения может означать для председателей апелляционных или кассационных судов фактическую пожизненность их статуса. Но практика показывает, что такой принцип несменяемости руководства негативно влияет на общую эффективность деятельности, снижается ее результативность, повышается вероятность возникновения новых устойчивых коррупционных схем. Поэтому имело бы смысл более детально проработать вопрос о ротации кадров в новых судах и о каком-либо ограничении сроков пребывания в должности председателей кассационных и апелляционных судов.Есть и еще один нюанс – даже если кассационные и апелляционные суды будут независимы от региональных органов власти, несменяемость председателей судов усугубляет зависимость от них рядовых судей. То есть, председатели судов сохраняют возможность оказания давления на решения, выносимые судьями. И это – очень серьезная проблема, которая может существенно снизить реальную результативность готовящихся преобразований.Таким образом, судебная реформа, несмотря на все ее очевидные плюсы, все же таит в себе определенные недостатки и противоречия. Однако они вполне исправимы при учете более взвешенного и обстоятельного подхода к дальнейшей доработке законопроекта.

Источник: https://chestniy-yurist.livejournal.com/617454.html

Ссылка на основную публикацию